В Россию впервые за 27-летнюю историю приезжает легендарная перфоманс-группа из Нью-Йорка Blue Man Group. В преддверии казанской части тура, которая пройдет в «Татнефть Арене» с 12 по 15 декабря, «Собака» побеседовала о шоу и составляющих его успеха с Джонатан Клэпхэмом, более известном как «блюмен» Меридиан.
Джонатан, я правильно понимаю: при устройстве в Blue Man Group у вас было что-то вроде собеседования? Как оно проходило?
Была серия прослушиваний. Первое прослушивание я провалил, потому что меня попросили сыграть на ударных, на которых я до того дня не играл, хотя по образованию я музыкант. Я ушел, но самому себе обещал вернуться. Нашел педагога, начал практиковаться и на очередном кастинге быстро сдал эту часть. Меня пригласили на второй этап прослушиваний, уже по актерскому мастерству. Обычно на подобных кастингах просят прочитать монолог, но в случае с Blue Man Group это был монолог без слов (мой персонаж на всем протяжении шоу не произносит ни слова) вкупе с заданиями на игры-импровизации. Мой вам совет: если у вас на горизонте маячит кастинг на роль вашей мечты, просто расслабьтесь, выдохните и зайдите в комнату, где все должно решиться, с улыбкой и открытым сердцем.
Вообще, что должен уметь делать «блюмен»?
Мы выступаем под аккомпанемент рок-группы из четырех музыкантов, которые играют вживую. На рок-концерты ходят, чтобы зарядиться энергией. Мы же не только заряжаем, но и делимся счастьем, а это не так-то просто. Без харизмы никуда. И без того, чтобы прекрасно чувствовать зрителя. Это лучшие моменты в шоу – наблюдать, чем же закончится определенный «эпизод», во время которого мы вытаскиваем зрителей на сцену или взаимодействуем с ними в зале. Несомненно, важно чувство ритма. И еще мы можем ловить ртом некоторые вещи, которые нам кидают с большого расстояния, но тут – увы и ах – без подробностей. Все увидите на шоу.
Последние 12 лет вы работали в стационарных шоу «блюменов» в четырех американских городах. Как так получилось, что вы из стационарного шоу перешли в гастрольное?
Я просто обожаю путешествовать! В какой-то момент мне показалось, что я засиделся на месте и попросил перевести меня в гастрольное шоу. Отвечая на ваш вопрос, решил посчитать, в каком количестве разных шоу Blue Man Group мне удалось поработать. Их восемь! Три из них меняли города выступлений, а остальные были стационарными. Одно, правда, показывалось на круизном лайнере, а так как я на нем жил, то считаю это шоу «резидентом» лайнера.
Я смотрел на YouTube ролик, где «блюмены» играли в локации Бруклинского моста. Вы в чем-то подобном участвовали?
Ну, например, в сентябре этого года я вместе с другими «блюменами» катался на красном даблдекере по Москве. Мы сделали остановку на Воробьевых горах, где осмотрели город из бинокля, перекусили в парке Зарядье… На всем протяжении поездки много шутили и фоткались с москвичами. Обычное дело в преддверии гастрольного тура, но сами мы такие необычные, что со стороны это смотрится как перфоманс-акция. Еще однажды в Нью-Йорке в составе Blue Man Group я выступал на одной сцене с нидерландским диджеем Tiësto. Любая сцена, на которой выступает Tiësto, становится интересной локацией.
Как выстроен ваш рабочий график?
В дни шоу мы появляемся на площадке выступлений достаточно рано. Играем какую-нибудь музыку вместе с ребятами из рок-группы, настраиваемся на шоу, устанавливаем те самые невидимые связи, о которых рассказывают наши постановки. Я говорю сейчас не только о труппе, но и о людях, сопровождающих нас в туре - триггерах, звуковиках, других специалистах. Мы все в одной команде и должны понимать друг друга даже не с полуслова, а с полувзгляда, с полужеста. Этому очень способствуют длительные гастроли.
В выходные изучаю новые города выступлений. Много хожу пешком, любуюсь всем и всеми вокруг. Мы уже приехали в Россию на репетиции. Мне кажется в русской зиме, которая уже дала о себе знать, есть свое очарование. Тур мы начинаем в конце ноября и проведем здесь несколько месяцев. Со мной целый чемодан теплой одежды, так что я готов на все 100%. Буду всюду пробовать новую еду, с нетерпением жду знакомства с местной публикой. Я для этого начал изучать русский: «Да, это так!» (произнесит по-русски).
Я знаю, у «блюменов» необычные музыкальные инструменты...
Всяких необычностей в шоу полно. Если говорить о диковинных музыкальных инструментах, то в шоу есть гигантская перкуссионная установка, сделанная из ПВХ-труб. На ней играют три «блюмена» сразу. Внешне инструмент похож на орган, но звучание у него абсолютно уникальное. Еще специально для шоу создали то, что сами мы называем «дромбоном». Фишка «дромбона» в возможности менять высоту звука, регулируя длину составных частей инструмента. Тут можно увидеть сходство с тромбоном, который тоже «скользит» из одного звука в другой, но при помощи выдвижного колена. Вы удивитесь, но «дромбон» как и наша перкуссионная установка тоже выполнен из ПВХ-труб. Как видите, мы их просто обожаем.
Представим ситуацию, что прямо во время тура «блюмен» заболел, например, подвернул ногу. Ему найдут замену?
На сцене выступают одновременно три «блюмена», но с туром путешествует четыре артиста. Поэтому если с кем-то из «блюменов» случится что-нибудь серьезное, его заменит запасной. Подчеркиваю, должно произойти что-то серьезное. В случае насморка или там больного горла мы все равно выходим на сцену, потому что «блюмены», как вы уже поняли, не разговаривают во время выступления. Простуда не помешает нам делать шоу.
Джонатан, в чем специфика вашего персонажа?
Попробуйте представить себе человека, которому никто никогда не рассказывал о том, что такое норма; не объяснял, как принято реагировать на те или иные вещи, как использовать бытовые предметы. А теперь представьте, что фантазия у него бьет через край, что он открыт всему миру и счастлив делиться своей энергией. Если бы этот человек был синего цвета и обладал бы чувством ритма, он бы и стал «блюменом». Мы изучаем, мы исследуем, мы играем, мы шалим. У нас нет привычки смотреть на жизнь, исходя из прошлого опыта; мышление «блюменов» «некоробочное». Когда в их руках оказываются самые простые предметы, они находят им самое неожиданное применение. Это и наивно, и смешно одновременно. Переживание становится острее, когда в него мы вовлекаем зрителей в зале.
В шоу будут обыгрываться какие-то стереотипы о России и русских, существующие на Западе?
Знаете, стереотипы не про нас. Обычно мы их избегаем. Если в шоу удается добавить какую-то местную изюминку, то тем самым мы не пытаемся высмеять или унизить, а всего лишь проводим очередной эксперимент по изучению «блюменами» этого мира и людей. Любые предубеждения строят только стены. А стены нам не нужны. Внутри нас больше общего, чем отличий. Если мы встречаем человека, погружаемся в новую среду или изучаем новое место легко и играючи, то нам, «блюменам», легче удается установить ту самую незримую связь. По большому счету, такое единение становится возможным благодаря накопленному человечеством опыту, его желанию сопереживать (и вопреки предрассудкам, границам и условностям). Мы кое-что придумали для российского тура, но пока говорить об этом преждевременно.
Шоу в Казани будет отличаться от шоу в Санкт-Петербурге, Москве и других российских городах?
Во всех городах зрители увидят, с одной стороны, одно и то же шоу, но с другой – не совсем, ведь элемент погружения в Blue Man Group – одна из составляющих шоу. Каждое выступление не похоже на предыдущее, так как мы взаимодействуем с публикой. Каждое шоу в этом смысле – уникальное переживание. Если так можно выразиться, то шоу следует по одному и тому же алгоритму с неким количеством заданных параметров, но вот чем все это закончится, мы не знаем до последней минуты. Многие вещи, которые мы делаем в шоу, зависят от реакции зрителей, поэтому мы на ВАС рассчитываем! Не подведите нас!
Беседовал Алексей Егоров
Комментарии (0)