Последняя в сезоне премьера Камаловского «Тормышмы бу?» («И это жизнь?»): по тексту ключевого деятеля татарского национального деятеля – на общемировые вопросы.
Спектакль поставлен по повести Гаяза Исхаки: татары в этом году отмечают сто сорок лет с его рождения. Начав заниматься литературой, он в начале прошлого стал еще и политическим деятелем, участвовал в подготовке первого Всероссийского съезда мусульмана, создании национально-культурной автономии татар Поволжья и Урала, в гражданскую вынужденно уехал сначала в Сибирь, а потом в Берлин, где издавал журнал «Милли юл» («Национальный путь»), ездил по миру, работал с такими же эмигрантами. Перед Второй мировой переселился в Турцию, похоронен он на кладбище Эдернекапы в Стамбуле. В Татарстане его книги учат в школе, антиутопия «Вырождение двести лет спустя» давно стала программным национальным предупреждением, по его трагедии «Зулейха» снят фильм.
«И это жизнь?» Исхаки написал в непросто время, когда он после чистопольской тюрмы сначала оказывается на архангельской каторге, откуда бежит в Петербург, а потом в Турцию. Вынужденное бегство и заграница подтолкнет его к сочинению повести. После написания он вернется в Россию, где его вновь окажется за решеткой.
На сцене историю, описанную в дневнике молодого муллы, играет, во-первых, Искандер Хайруллин – для него это первая главная роль после снятого с репертуара «Ричарда III», не менее противоречивая. Его герой хочет служить народу, исламским догмам, получать удовольствие от жизни и быть свободным одновременно, что даже на словах смотрится абсурдом. В селе, куда он устраивается священнослужителем, его планы окончательно рушатся.
Спектакль ставит Айдар Заббаров. В прошлом сезоне он заставил звучать в постановке «Все плывут и плывут облака…» стихи Хасана Туфана так, что они превратились в стремительную драму. Здесь же ученик художественного руководителя Сергея Женовача превращает действие в серию этюдов, посвященных не только диалогам, но и авторским отступлениям, описаниям природы и взаимоотношениям героев. Наверняка, самая непростая премьера, которая, верится, актуализирует Исхаки, который всегда возникает в непростое время.
Театр имени Камала, 13, 14 и 24 апреля
12+
Комментарии (0)