18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

«Мы хотим показать тему сусальности, искусственности, неорганичности в вопросе о настоящих татарах»

В сезоне, посвященном современной драме, Камаловский ставит «Мой белый калфак» («Ак калфагым тошердем кулдан») о разрозненном татарском народе.

Кадр с репетиций флэшбека

Написанная в 1990 году, в эпоху борьбы за суверенитет, пьеса Ильдара Юзеева обращается к одной из корневых проблем развития нации. Как говорят в конце каждого эстрадного концерта: «Будем вместе! Будем сильны!». Здесь же на сцене – одинокие, заблудшие люди, потерявшие связь с родными. Это спектакль в формате ток-шоу, телемоста Казань-Сан-Франциско, и про каждого героя можно было снять документальный фильм. Художник Тайфур Кормаш, уехавший в Америку и не нашедший там покоя. Его учитель Исмай Акчурин, всю жизнь боявшийся, что его привлекут за общение с американским солдатом. Жак, он же Габделхак, солдат, попавший в плен во Вторую мировую и побоявшийся вернуться на родину. Кряшен Павел Иванов, который, как предок насильственно крешеных, продолжает считать себя татарином. Дочь врага народа, преданная Советскому Союзу Шамсия Ишмуллина. И другие, и другие.

Название спектаклю дала строчка из песни: «Белый калфак выронила из рук, полно наших друзей в этой стране». Тайфур говорит: «Нет в нас единства. Вон, евреи и армяне, держатся друг за друга в мире, не теряются, хранят себя. И так порубленная, разделенная, раскиданная по планете нация, а у нас и мосты все сожжены». Жестокая, но правдивая история.

Фарид Бикчантаев, главный режиссер театра:

«Я наткнулся на этот текст в сборнике. Его, к примеру, ставили в Башкортостане в начале 90-х, а в Камаловском Юзеева, как драматурга, как-то, вообще, обошли. У нас шла одна его комедия, в которой я даже играл. Сейчас у нас в афише две пьесы его сына Салават, мы общаемся. Наверное, это также повлияло на выбор. Любопытно, что аналогичная история с Ахатом Гафаровым, чей юбилей в этом году отмечается - мы ставим пьесу его дочери Сюмбель, написанной в рамках театральной лаборатории в Китае.

Мне кажется, тема судьбы татарской культуры, общества никогда не кончится и никогда не решится. И дай бог, чтобы никогда не кончалась. Вероятно, все будет еще хуже, но в Татарстане проблемы с языком, культурой будут жить долго. Оптимизма в этом вопросе у меня нет. Мы хотим показать тему сусальности, искусственности, неорганичности в вопросе о настоящих татарах. Кто они? Казанские - или те, кто за рубежом проявляет это через атрибутику?

Все-таки Ильдар абый – поэт, потому ощущение нереальности в пьесе присутствует. Ведь сама студия не предполагает честного разговора. На тебя направлены камеры, действо происходит в Советском Союзе со своими фобиями. Много вопросов, к примеру, почему в ток-шоу появляется полицейский? Я долго сопротивлялся этому, но потом понял - ведь ему нужно опросить свидетелей из Казани, все логично. Но надо это сыграть достоверно, как и множество трогательных моментов, хочется, чтобы это все не выглядело натянуто.

Спектакль будет недолгим, два акта по 50 минут. У нас работают на сцене в реальном времени камеры, выстроены любопытные декорации, в таком формате мы еще не пробовали играть. В спектакле, в основном, участвует старшее поколение актеров. Самый молодой из главных героев там, наверное, Искандер Хайруллин. Любопытный персонаж - молодая певица Зубайда Прайс, ее играет Алина Мударисова, она поет песни на английском и на татарском. Я лишь сегодня смог оценить все действо в целом и вижу, что история получается жестокая».

Записал: Радиф Кашапов

Премьера - Театр Камала, 7,8, 20 апреля.

12+

Дата события:
7 апреля 2017 года

Комментарии (0)

Купить журнал: