В «Углу» презентовали итог творческой лаборатории KZN/story - спектакль-альманах «Казань. Новые легенды о старом городе». На генеральной репетиции режиссер Регина Саттарова рассказала, почему казанские легенды - не про Сююмбике и озеро Кабан, и что в улице Эсперанто важнее названия.
«Идея проекта принадлежит «Центру. Первый» - Ниязу Игламову и Анастасии Радвогиной. Они организовали лабораторию KZN/story под руководством Михаила Дурненкова. Я здесь приглашенный режиссер, который участвовал в обсуждении, которое началось еще в июне-июле. Тогда мы поняли, что хотим сделать спектакль по новым казанским легендам, чтобы молодые авторы написали о городе что-то новое. Метались между форматом легенды и городского фольклора, потом вместе с Дурненковым, драматургом и сценаристом, отобрали восемь казанских авторов. Он с ними отдельно занимался, хотя ребята уже пришли с материалом, а после недели мы имели на руках готовые тексты.
Еще у нас была предыдущая лаборатория PRO/log2016 совместно с Любой Стрижак и Юрием Клавдиевым. Там мы впервые нашли молодых казанских драматургов. С некоторыми авторами мы уже работали, например, Булат Минкин, которого мы видели в спектакле «-30». Булат, кстати, написал новеллу «Дело №2891», в ней он сам играет. Если говорить о лабораториях, то целью первой был процесс, а от KZN/story мы уже хотели спектакля.
Изначально было восемь авторов, и столько же текстов, но в альманах вошла лишь пятерка. Остальные не были хуже, но мне показалось, что эти объединяет какое-то общее дыхание. Все они связаны одним городом, произошли здесь и половина имеет документальную основу. Та же история «Дело №2891», о которой я уже сказала. Главной установкой для авторов было пропустить материал через себя. Понятно, что мы могли бы рассказать про Сююмбике, озеро Кабан и другие штуки, которые мы знаем с детства. Но авторы сказали о Казани так, как они его видят. Поэтому то, что есть в этом спектакле произойти может с каждым. Это похоже на то, как вы идете с другом и ты ему такой: «О, у этого ларька на меня напала собака» или «А на той скамейке я впервые поцеловался».
Вот, например, новелла «Космонавты», которая происходит на улице Эсперанто. И здесь важнее не так, как улица называется, а то, что на ней происходит. Таково видение автора, по крайней мере. Поскольку все авторы молодые и для некоторых здесь случился дебют, я старался максимально следовать по авторам, делала это очень трепетно, потому что мы очень рады появлению этих локальных драматургов. Но мы постоянно вели диалог, поэтому если автор скажет мне что что-то не так, меня бы это ничуть не покоробило.
Артистов мы нашли по кличу, хотя теперь уже образовывается некоторая команда, которая участвует в наших проектах. Есть и новички, так что получилась сборная из Театрального училища, университета культуры и ГИТИСа, куда недавно поступила одна девочка. Мы рады. Очень мечтаю о кастинге, но график у всех бешеный. Этот спектакль мы делали по ночам, расходились к четырем утра и, вообще, солнца неделю не видели.
Беседовала Динара Сиразеева
Комментарии (0)