Главный режиссер Камаловского ставит «Дон Жуана», спектакль, которым он «заболел» еще четверть века назад.
Давно вы хотели поработать на пьесой Мольера?
Да, еще студентом в 80-е я делал по «Дон Жуану» эскиз, в 1995-м собирался ставить его в Камала на татарском, мы даже перевели ее, но определенные обстоятельства помешали даже начать работу.
При этом в 2001-м вам удалось поставить спектакль на русском, в ТЮЗе.
В то время его возглавлял Георгий Цхвирава, мы оба учились в ГИТИСе у Марии Кнебель, поэтому быстро нашли общий язык. Он предложил поработать в ТЮЗе, и я сразу выбрал Мольера. Кстати, недавно пересмотрел запись спектакля — и надо сказать, с удовольствием.
Пьеса, между тем, не совсем типичная для этого автора.
Да, «Дон Жуан» стоит особняком в его творчестве. Она не очень соответствует его эстетике. В ней много рассуждении, здесь не соблюдается принцип единства времени и действия. Да и написана в непростой для Мольера период в жизни.
Как идет работа над постановкой?
Очень тяжело, трудимся, как в шахте. Мне казалось, что я определил, что можно рассказать этим спектаклем сейчас. Но чем больше погружаюсь в материал, тем больше у меня возникает вопросов. К примеру, непонятно, сколько лет главному герою, хотя по некоторым фразам понятно, что он уже достаточно взрослый. Здесь нет ни одной сцены соблазнения — и это у героя-любовника! Что касается актерской игры, мы отчаянно пытаемся создать более живого человека, который стремиться следовать своим порокам, несмотря ни на что. При этом сейчас сложно определить, что это такое - порок. Какие-то «дядьки» в наше время решили конкретно с этим разобраться, начали диктовать, что хорошо и плохо. И из-за этого получается очень своевременная работа.
А вы знали, что и театр имени Качалова ставит ту же пьесу?
Для нас это стало неожиданностью. Сотрудники Качаловского знали о том, что делаю. Я не знаю, кто проявил инициативу, видимо, режиссер Григорий Дитятковский.
При этом вы уже дважды перенесли дату премьеры.
В основном, потому, что мы никак не могли с художником Сергеем Скомороховым решить вопрос с пространственным решением. Еще нас подвел художник по костюмам, внезапно отказавшись работать, были проблемы со светом, который также невероятно важен с учетом того, что действия происходит практически на пустой сцене, а потому каждая деталь важна.
Насколько вам важно, чтобы зритель понял постановку?
Я беспокойства не испытываю, хотя понимаю, что зрителям будет не просто. Ибо все очень запутанно у самого Мольера.
Радиф Кашапов
Театр имени Камала, 5, 6, 19 февраля, 5, 20 марта
Комментарии (0)