Казанский ТЮЗ в преддверии новогодних каникул представил первую детскую постановку под началом Туфана Имамутдинова — «Джельсомино в Стране Лжецов» по сказке Джанни Родари.
Спектакль открывается сценой с пиратами, предводителю которых в разгар шторма приходит в голову простая, но не лишенная своей преступной гениальности идея. Вместо занятия бесцельным грабежом, он решает захватить и возглавить какую-либо страну, а дабы оправдать нелегитимность пиратской власти, ложь сделать основной идеологией государства. Тогда необходимость в морском пиратстве отпадет само собой. Замысел стремительно становится реальностью и на сказочной карте появляется новый топоним — Страна Лжецов. Она, в общем, похожа на Страну Чудес: здесь в магазине с вывеской «ХлеП» покупают «кусок зеленых» чернил и ломоть тетради, а в канцелярском магазине продают сыр и молоко, но называют их ластиком и чернилами; торговцы газетой восхваляют власть нового короля, при котором закрываются тюрьмы и открываются новые санатории. Но выясняется, что все наоборот: в стране с умышленно разорванными причинно-следственными связями санаторием называют тюрьму, а тюрьму - санаторием. Путевку сюда получают те немногочисленные граждане, что продолжают говорить правду. В Стране Лжецов правда признана болезнью. Предводитель пиратов теперь стал королем Джакомоне, а три его приспешника королевскими министрами - безопасности, печати и здравоохранения.
В такую страну полный иллюзий прибывает Джельсомино. Мальчик, внешне похожий на пионера из советских фильмов, обладает чудесным голосом, с которым он не всегда ладит. Голос просыпается в самые неподходящие моменты, чтобы пропеть истинные вещи, обличить лгунов и поставить все на свои места. «Голос истины» не пустой звук. Силой правды Джельсомино творит чудеса: оживляет рисунок кошки на стене, дарит волосы лысому дирижеру. Такой герой, конечно, становится главным преступников Страны Лжецов, но правда, действительно, оказывается заразной и с помощью новых друзей Джельсомино победит пиратов.
«Джельсомино в Стране Лжецов» - спектакль, от которого автоматически появляются ассоциации с нынешней политической действительностью в стране. В нем простым дидактическим языком детского спектакля проясняются основные общественно-политические явления и механизмы, из-за чего постановка может быть подготовительным этапом перед первым прочтением Оруэлла. Только Оруэлл, как писатель «для взрослых», не оставлял надежд, тогда как Джельсомино удается победить. Нельзя не отметить, что роль «пламени истины» в условиях тотальной лжи в спектакле отведена искусству. Талантливый герой объединяет усилия с придворным дирижером, измученным необходимостью льстит бесталанным министра, чтобы вместе вернуть все на свои места: санаторий снова сделать санаторием, вернуть авторитет орфографии и честность сделать главной добродетелью.
Несмотря на выраженную актуальность, в основе спектакля лежит простая и детская идея - «Врать нельзя». Вооружившись этим постулатом можно не только прожить благородную жизнь, но и построить справедливое государство.
Алмаз Загрутдинов
Фото Юлия Калинина
Комментарии (0)