Новый сезон Камаловский театр начинает с премьеры спектакля «Галиябану» по пьесе Мирхайдара Файзи – за нее он берется в десятый раз, после перерыва почти в четверть века.
Бесхитростная история Халила и Галиябану, а также противящегося их счастью богача Исмагила - пьеса для татарской публики знаковая. Впервые ее постановка состоялась седьмого апреля 1918 года – так в Казани зародился жанр музыкально-драматической пьесы, пожалуй, самой популярной среди зрителей театра имени Камала. Основа их – не только текст Файзи, но и музыка Салиха Сайдашева, включая великую одноименную песню.
А потому исполнителю одной из главных ролей, Халила, Фаннуру Мухаметзянову, пришлось брать уроки игры на гармони. Вокал актерам преподавала актриса Камаловского Айгуль Хайри, совсем недавно выступавшая на открытии чемпионата мира по водным видам спорта.
Решившегося взяться за этот труд Ильгиз Зайниев можно назвать героем. Ведь ни один из спектаклей по «Галиябану» на сцене главного татарского театра так и не задержался. Как указывает сам идеолог, его цель – добраться до самых основ трагической истории.
И это нелегко, учитывая, насколько хорошо известна эта пьеса. У Мухаммата Магдеева есть рассказа о том, как «Галиябану» cтавят в деревне - при свечах, повторяя каждую реплику. У автора этой рецензии бабушку звали Галиябану, в нашей семье эту песню без слез слушать не могут.
Фарид Бикчантаев главный режиссер театра имени Камала: Проблема этой пьесы в том, что ее изучает в школе, многие ее знают наизусть. Модернизировать «Галиябану» тяжело. Тяжело пробираться сквозь штампы. К примеру, Дамир Сиразеев пытался с ней экспериментировать, превращая в фарс - не получилось. |
Во время первой постановки в Казани за реквизитом отправились в экспедицию в село Атня Балтасинского района. В 1929 по сцене даже ходили куры. Тоже продолжалось и в поздних версиях. В нынешней актеры также носят обычные деревенские костюмы эпохи, при этом художник Булат Ибрагимов минимизирует прочие элементы быта - выставляет на сцену внушительное деревенское окошко, в качестве компромисса выносит изгородь, поленницы, кровать, сундук, словом, привычные элементы татарского театра. При этом над головами парят, словно вязанные скатерти, скаты крыш — и ощущения нагромождения деталей, характерного для постановок о сельской жизни нет.
Дебютировавшие в главных ролях Фаннур Мухаметзянов и Гузель Гюльвердиева (она из Мамадыша, он из Сабов) играют без намека на вечные темы — это не вселенская, а простая любовь двух людей, начавшаяся еще в детстве. И поют они так, как это делают обычные люди в деревнях и сейчас на свадьбах и поминках — порой с напряжением, порой с тоской. Артисты более старшего поколения Минвали Габдуллин (отец Галиябану Бадри) и Иль¬сия Тух¬ва¬тул¬ли¬на (его жена Галимабану, также в этой роли - Ляйсан Рахимов) работают ближе к традиции — с охами-эхами и подтруниванием друг над другом. Когда во второй части разворачивается сцена гуляний на поле, эти две линии пересекается — молодежь ведет себя так, словно бы на дворе век 21-й, но порядки остались дореволюционные. Отметим, что выстроена сцена так, что ни одна реплика ни остается без внимания.
Предвестник мрачных перемен — это Исмагил (Алмаз Гараев). Он одет в пальто и костюм, у него пистолет и циничный взгляд. Он любит Галиябану, он легко уговаривает ее семью выдать дочь замуж за него, да только девушка против и готова сбежать с Халилом. При этом наедине он превращается в ребенка, который заливается слезами, когда не получает свое. Кажется, в этом треугольнике сталкивается деревня и город, традиции и разрушение, принципиальность и моральная конвертируемость — однако звучит этот конфликт, опять же, не как нечто сверхмасштабное, но в этом абсолютно частном столкновение чувствуется что-то глубокое. И когда звучит ожидаемый выстрел, становится, правда, дико жаль, что режиссер не придумал альтернативный сюжет. Но разве эмпатия к героям — не цель спектакля?
13 апреля
Начало - 19:00
Театр им. Камала
Ул. Татарстана, 1
Стоимость билетов - 150-1200
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)