Театр в России все чаще становится предметом публичного обсуждения вне театрального пространства. Это подтверждают примеры московского Театра.doc, постановка «Тангейзер» Новосибирского театра оперы и балета, скандал вокруг назначения Кирилла Серебренникова на роль художественного руководителя Гоголь-центра. В связи с этим Центр современной культуры «Смена» и театр имени Галиаскара Камала в рамках проекта «Театральный лекторий» провели дискуссию на тему «Допустимое и недопустимое театре». Участие в мероприятии приняли завлит Камаловского театра Нияз Игламов и мусульманский религиозный деятель, член Общественной палаты РТ Рустам Батров.
Нияз Игламов
Завлит Камаловского театра, театральный критик
В случае с «Тангейзером» обращение в правоохранительные органы я считаю прямым нарушением статьи 44 Конституции, устанавливающей свободу творчества. Вместе с тем молельное стояние около Новосибирского театра оперы и балета кажется мне вполне правомерным. Люди, которых что-то удручает или оскорбляет в спектакле, имеют право сказать свое слово. Только такое высказывание должно происходить в формате общественной дискуссии, а не под следствием. Российский театр, в общем, отстал от мирового в налаженности обратной связи. На показах в Европе или на Востоке принято обсуждать со зрителем просмотренное. Это позволяет выработать пресловутый общественный договор, который дает возможность театру двигаться к зрителю. У нас это не принято. Большие театры, так называемые «театры с колоннами» зачастую пренебрегают мнением зрителей. Из-за этого мы имеем такой квазиинтерес к театру. Но тем не менее сейчас наметилась тенденция к полному пресечению любой формы инакомыслия. Агрессивная риторика государственных СМИ, действующих при полном попустительстве власти, принуждает нас выбрать между черным и белым, игнорируя другие цвета в палитре. Время в котором мы живем очень тревожное и напоминает периоды «охоты на ведьм». Под удар попадают совершенно невинные вещи вроде комикса «Маус» или оперы «Джалиль». Все это порождает очень нервный фон для деятелей искусства и мы, люди искусства, можем противостоять только посредством закона и в формате общественной дискуссии. Все же главный закон — Конституция РФ. Все законы должны соответствовать ей, но в последние годы они юридически противоречат ей. Что касается «Тангейзера», то от этой ситуации проиграли все: народ, театр и режиссер. Выиграл только Владимир Кехман, человек с сомнительной репутацией, ставший в итоге директором Новосибирского театра оперы и балета.
Рустем Батров
мусульманский религиозный деятель, член Общественной палаты РТ
Религиозных люди на таких дискуссиях обычно говорят о нравственных категориях, моральных ограничениях и прочее. Но я хочу посмотреть на вопрос с другой стороны. В этом вопросе я сторонник идеи справедливости, равных возможностей и отказа от гегемонии кого бы то ни было. Все подобные споры возникают оттого, что мы пытаемся ответить на вопрос: «Кому принадлежит театр?». Мы должны разграничить частные и государственные театры. У частного театра больше прав для различных творческих проявлений. Государственный театр существует за счет средств налогоплательщиков и поэтому они имеют на него право. Мы, люди разных взглядов и религий, можем формировать его повестку. Желание отдельных деятелей культуры захватить театр — это прямое навязывание своих взглядов. В театре есть и моя доля налогов и, возможно, мне неинтересна позиция только одной чуждой мне группы. Естественно, это меня возмущает. Но когда мы говорим об этом, нам грубо отвечают: «Почему клерикалы лезут в светское пространство?». Они забывают, что главный признак светского пространства — нейтральность. Сейчас время субкультур. Общество превратилось в социальную сеть, где нет единого потока идей и информации. Религия тоже всего лишь одна из субкультур общества. Мы все равны. В этом смысле театр должен быть светским, то есть предоставлять место для всех. Это касается и репертуара. Почему верующие люди не могут поставить спектакль? Справедливо будет только тогда, когда в театре смогут высказываться все желающие. А сейчас получается, деньги я плачу, но представители одной светской субкультуры говорят мне, что клерикалу или религиозному человеку в театре места нет.
Алмаз Загрутдинов
Фото Юлия Калинина
Комментарии (0)