Перед премьерой спектакля о знаменитом пересмешнике и балагуре (с актуальным политическим подтекстом) «КЗН.Собака.ru» побывал на генеральном прогоне.
О том, что предшествовало этой постановке, которая стала седьмой в истории Камаловского, наш сайт уже подробно написал. Режиссер Фарид Бикчантаев перед началом подивился, сколько народу пришло оценить «Ходжу» заранее, напомнил, что это рабочий процесс, тем не менее, спектакль был показан без остановок.
Художник Сергей Скоморохов выстроил мобильные декорации. Стены - одновременно и макеты кварталов, а в случае торговца Бики одна из крыш даже внезапно превращается в окно. Стены меняют наклон почти в каждой сцене, создавая ощущение города, затерянного в степи. Здесь живет Ходжа Насретдин (Фанис Зиганшин) с женой Гульбану (Миляуша Шайхутдинова) и дочерью Сальви (Лиана Ахмерова). На сцену он выходит из зала, ведя под руку осла, который выдаст пару спонтанных реплик, к радости публики.
У Ходжи сложная задача - он не хочет выдавать замуж дочь за Бики (Ринат Тазетдинов), у которого, однако, в таких долгах, что чуть ли не в рабстве. А помогают тому еще и сухой, как щепка, ахун, то бишь мулла (Ильтазар Мухаматгалиев) и грозный тархан (Айдар Хафизов). Словом, всю отрицательную троицу играет старая гвардия, на фоне мелочных раздоров которых Насретдин выглядит, как буддийский монах. Можно отметить, что в спектакле Ходжа - даже не хитрец-герой, а скорее, резонер, мудрец, который открывает остальным новую суть вещей, а потому ему удается плавно проплыть сюжет от человека, который поит гостей водой вместо супа до и.о. хана (по исполнительной части, не военной). Единственный момент, когда выглядит действительно глупо - когда его бреет цирюльник (Фаннур Мухаметзянов), выглядящий как визажист нынешних дней.
Во второй части спектакль превращается в сказку, где величавый Зихангир (Ильдар Хайруллин) в компании с верховным визирем Зайнаги (Искандер Хайруллин), во-первых, умудряются обойти все сложности взаимоотношений актерских династий на сцене, а, во-вторых, работать на контрасте веселящегося хана и печалящегося визиря. Впрочем, и само оформление, в котором доминирует огромный надувной слон и шары, несколько скрадывает первоначальную суть.
На осознание которой работают эпизоды из пьесы «Слон, ваше величество!» Саадуллы Ваннуса. Здесь главный герой - многоликая усталая толпа, которая перемещается только массой, слушается старика (Ильдус Габдрахманов), пытающего привести их к хану, чтобы они высказали, что думают про его слона, загубившего город. Однако у народа, в итоге, не находится нужных слов.
И в этот момент даже у усмехавшегося Насретдина не остается сил. И он просто уходит. Сидящая на ряд ближе к сцене актриса Наиля Гараева со вздохом говорит: «Именно так». Проще и не скажешь. Возмущавшийся всю пьесу народ, обращаясь - к кому? к Ходже!, - просит, в итоге, еще больше горестей. Потому что готов только терпеть.
Пьеса Наки Исанбета сама по себе длиннее раза в два, так что можно сказать, что театру удалось грамотно сократить ее согласно духу времени - когда в конце явно не должно быть веселых песен. Нечему радоваться-то. Но посмотреть ее хочется еще не раз.
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
27 августа
Начало - 18:00
Театр им. Г. Камала
Ул. Татарстан,1
Стоимость билетов - 150-1200 рублей
Комментарии (0)