18+
  • Развлечения
  • Театр
  • News
Театр

Поделиться:

Экскурсия в закулисье театра им.Качалова

25 января в Большом драматическом театре им. Качалова начался необычный проект — «Служебный вход», экскурсия по закулисью театра. Идея «Служебного входа» пришла в голову Илье Славутскому и помощнику худрука по литературной части Диляре Хусаиновой. Основная идея заключается в том, чтобы рядовой зритель получил шанс увидеть то, что посторонний человек никогда не увидит. Для первой группы посетителей экскурсию провел актер театра Качалова, заслуженный артист РТ Илья Славутский. 

Илья Славутский: «Театр — это сложнейший механизм. За тем прямоугольничком, который вы видите в зале стоит огромное количество людей, помещений, цехов, огромная работа. Мы попытаемся приоткрыть эту дверцу и дать возможность зрителям вдохнуть атмосферу театрального мира закрытого для посторонних глаз».

Фойе

Расписание в театре

Как известно, театр начинается с вешалки. Также и для актера, после проходной мы попадаем в фойе с гардеробом и тут же встречаем первое важное место в театре — информационный щит. Самый важный документ здесь — расписание. Оно отображает все, что происходит в театре каждый день. Допустим видно, что сегодня спектакль «Доктор Айболит», а вечером «Дядюшкин сон». Здесь отображено, кто занят в спектакле, где это происходит — на большой или малой сцене, написаны все все фамилии задействованных в репетициях или спектаклях актеров. Составляет расписание помощник режиссера.
Также информационный щит служит «доской позора» и «доской почета» — здесь вывешиваются выговоры и поздравления.

Репетиционный зал (среди работников театра именуется «Черным»)

Репетиционный зал в Качалова

Репетиционный зал — то место, где проходит все самое важное, самое главное в процессе создания спектакля. Он огромного размера. Репетиционных залов в театрах обычно много: 3 или 4. Но этот зал необычен своим размером и высотой, почти адекватным сцене. В этом зале можно собрать декорации любого спектакля, поставленного в Качаловском. Такая возможность есть далеко не во всех театрах России. Этот зал появился после реконструкции. Также здесь устанавливается свет, звук, аналогичный тому, что будет в спектакле, что важно для свето- и звуко- режиссеров. Здесь происходят танцевальный, вокальные, драматические репетиции. Этот зал дает возможность лабировать работу театра, так как если идет спектакль, то, естественно, сцена занята, тогда всегда есть площадка для работы над новым спектаклем.

Репетиционный зал 2


Цвет зала — черный занавес, черные стены и пол, выбран не случайно — это базовый цвет — «одежда сцены, «точка отсчета» как и занавес на сцене. Без лишних деталей вокруг и красок наиболее ярко видна игра актера: его сильные и слабые стороны, легко увидеть «масштаб сцены».

Бутафорский цех («Белый зал»)

Бутафорский цех

Большое светлое помещение для создания театральных бутафории.Здесь, например, можно полностью разложить задник спектакля и, при необходимости, починить. Здесь же они и создаются — раскладывается материал и на него наносится нужное изображение художником. Это цех, где происходит самая крупная работа.

Здесь можно встретить декорационные детали того или иного спектакля, идущего в Качаловском. Некоторые создаются из простейших материалов — резинок, деревянных балок, бумаги и тому подобное.

Пошивочный цех

Пошивочный цех

То место, где шьются все те костюмы, которые мы видим на сцене. В пошивочном цехе происходит раскройка, пошив, починка или перешив костюма в том случае, когда артист худеет или полнеет. Работает над этим всем укомплектованный коллектив — закройщики, швеи, конструкторы костюмов.
Вокруг нас висели на вешалках уже знакомые зрителям костюмы из спектаклей «Роковые яйца», «Скрипач на крыше» и других.

Кофры

кофр

В переходе между кабинетами стоят большие железные ящики — кофры, в которых перевозятся костюмы на гастролях. Такое хранение обеспечивает сохранность костюма, защищая его от повреждений. Каждый кофр снабжен биркой с информацией о спектакле и актере, для которого данный костюм.

Кабинет главного художника театра Качалова Александра Патракова

главный художник театра Качалова

Здесь мы увидели, как создается визуальный образ того или иного спектакля: повсюду макеты, выполненные в масштабе 1:20 сцена с декорациями к различным спектаклям, эскизы. Патраков работает художником-постановщиком свыше 30 лет, оформил более 120 спектаклей. В 2000 году за сценографию к спектаклю «Скрипач на крыше» он получил Госпремию Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая.

макет сцены с декорациями

Кабинет художественного руководителя-директора театра - Александра Славутского:

Кабинет худрука Качаловского

Большой светлый кабинет с большим рабочим столом художественного руководителя и столом для совещаний. Здесь обсуждаются новые постановки, например, сейчас в работе «Фигаро» и «451 градус по Фаренгейту», решаются финансовые вопросы.

Славутский Александр Яковлевич

Александр Славутский: «Одно из самых значительных для нас событий последнего времени — это прошедшая реставрация. У театра значительно добавилось рабочих площадей на 80% и теперь наш театр расширился до 18-19 тыс. кв.м. Безусловно, работать стало удобнее, мы погружаемся в творческий процесс и не задумываемся больше о бытовых неурядицах. Сроки реставрации, которую мы ждали 11 лет, нас тоже просто приятно удивили: мы только на 2 года переместили спектакли с основной на Малую сцену, например, наши коллеги из красноярского театра ждали окончания реставрации 3 года, да еще и смету превысили. В итоге, на реставрацию у них ушло более 2 млрд рублей, Качаловскому театру удалось уложиться в два раза меньшую сумму».

Буфет

Буфет Качаловского театра

Илья Славутский: «Раньше у нас под буфет отводилась маленькая комната без окон. После реставрации под общепит было выделено довольно большое помещение, к тому же сейчас на кухне установлено много нового оборудования, где наши повара тушат, жарят, выпекают, варят... словом, не дают нам голодать. Теперь это полноценный пищевой цех».

Гримерный цех

Гримерный цех Качаловского театра

Здесь работают художники-гримеры, здесь не только гримируют артистов, но и изготавливают парики, усы, делают прически. В общем, здесь заведуют лицом и волосами актера.
Комната оборудована четырьмя гримировочными столиками, каждый из них, по периметру зеркала, обрамлен специальными светодиодными лампами, которые создают свет приближенный к сценическому, то есть лицо актера в зеркале выглядит так, как он будет виден при свете прожекторов на сцене из зрительного зала. В кабинете на стеллажах разложено много париков, коробки из под сигарет для усов, брови и многое другое, что необходимо для визуального перевоплощения.

Гримерный цех Качаловского 2

В качестве эксперимента было решено наклеить усы добровольцу из экскурсионной группы. Усы приклеиваются специальным клеем для грима, испытуемый признался, что улыбаться и разговаривать с такими усами, довольно проблематично — клей стягивает кожу, мешая выражаться мимикой. Сдирать усы - не особое удовольствие.

Гримерный цех Качаловского 3

Костюмерный цех

Костюмерный цех

Платья, камзолы, шляпы, военная форма...здесь хранится все, что связано с костюмом персонажа. В обязанности работников цеха входит следить за чистотой и хорошим внешним видом костюма. Костюмерши также помогают одеваться актерам, особенно это необходимо по ходу спектакля, когда время на переодевание героя, порой, не должно быть больше одной минуты.

костюмерный цех Качаловского 2
В театре Качалова четерых «складских» помещений под костюмы с не идущих на данный момент спектаклей и большое помещение с одеждой для актуальных спектаклей.

костюмерный цех Качаловского 3

Сцена

Сцена Качаловского театра
Для работников театра сцена — то, ради чего все в театре существует. Во время спектакля актеры попадают сюда из «комнаты ожидания», где они с помощью большого монитора транслирующему ход спектакля, отслеживают момент выхода на сцену. Интересно, что зрительный зал со сцены выглядит очень маленьким, компактным.

Илья Славутский: «Меня не раз спрашивали, видно ли лица зрителей во время спектакля. Видно! И очень хорошо, видно тех, кто переживает героям и тех, кто весь спектакль «сидит в телефоне», поэтому можно с уверенность сказать, что постоянных зрителей мы знаем в лицо».

монтировочный цех Качаловского

Тут же работает монтировочный цех — команда, которая собирает и разбирает декорации, управляет сменой «задников» и кулис на сцене, движением сценических площадок.Кстати, если до реставрации для того, чтобы, скажем, поднять или опустить кулисы или иные громоздкие детали декорации сцены, использовали труд 3-4 человек (иногда и 8!), так как делалось это все вручную, с помощью тросов, то теперь эту же работу с театральными штанкетами может выполнять 1 человек со специального пульта. Штанкеты располагаются рядами над сценой и служат для подвески кулис, падуг, занавесов, задников и плоских декораций.

Карманы сцены Качаловского театра

Справа и слева от сценической площадки находится так называемые карманы – просторные помещения, в которых хранятся декорации спектаклей театрального репертуара. В карманы также монтируется оформление для каждой следующей картины пьесы и с помощью специальных приспособлений выдвигается на сцену. Так обеспечивается быстрая смена декораций спектакля.

Плунжер в Качаловском театре

Еще одно новшество театра — это специальные опускные площадки – плунжеры. На них декорация подается на сцену снизу, из трюма. Кроме того, такие площадки, поднятые над уровнем сцены на разную высоту, создают рельеф планшета, необходимый для данного спектакля. Кроме декораций с помощью плунжеров эффектно, словно из ниоткуда, на сцене появляются актеры.

Холл театра Качалова


Холл театра Качалова

Почти 2-х часовая экскурсия по театру подошла к концу.

Илья Славутский: «Мы безумно рады, что наш проект «Служебный вход» привлек столько поклонников театра. Мы думали, что на каждую экскурсию будут записываться не более 15 человек, но как только пошел анонс о проекте в СМИ, то у нас просто не замолкал телефон! Сегодня все группы на первый цикл экскурсий уже сформирован, что обязывает нас сделать и второй — в апреле. То, что экскурсии бесплатны — это наша принципиальная позиция, ведь театр не может существовать без зрителя значит не на спектаклях мы просто не имеет право зарабатывать».

Театр Качалова

Алла Нагаева

Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: