На этих выходных в театре оперы и балета прошел фестиваль «Үзгәреш җиле»: 24 певца исполнили известные татарские песни под аккомпанемент джазового и симфонического оркестра. Мы спросили его участников, как он проходил, а руководитель движения «Калеб» Гузель Сагитова дала ему оценку.
Проект проходит под патронажем президента Рустама Минниханова, который недавно сурово высказался о состоянии татарской эстрады. Фестиваль должен, как считают организаторы, эту ситуацию изменить. По традиции, эксперты вызваны из Москвы: это, в первую очередь, оркестр под управлением Вадима Эйленкрига и педагоги по вокалу. Приглашенная звезда — гениальный баянист Айдар Гайнуллин, ныне проживающий в Германии. Неудивительно, что стилистически аранжировки на концерте оказались близки к джазу, с вкраплением фолка, а также фанка и хип-хопа. В начале декабря проект покажут в Москве, однако, в целом, информации о его развитии мало.
1. Как вас позвали?
2. Как вас готовили?
3. Чему вы научились?
4. Как происходила работа?
5. Что вы за это получаете - деньги, эфир, опыт?
6. Какую песню вы поете, как вы к ней относились в начале и сейчас?
Раяз Фасихов
Выпускник Арского педагогического колледжа, работал в Государственном ансамбле фольклорной музыки Татарстана, сотрудничал с «Барс-Медиа», неоднократный лауреат фестиваля «Татар җыры».
Попал я через прослушивание, сначала определили репертуар, потом эти музыкальные произведения записали под фортепиано и отправили аранжировщику, после приехали коучи с готовыми аранжировками и стали нас учить, как все это исполнять, потом оркестр приехал и начались сводные репетиции, параллельно с нами работали имиджмейкеры, выбирали образ, мы ездили в Москву на репетиции, то есть работа кипит на сей день. Это первый подобный масштабный фестиваль татарской эстрады, быть участником - уже большая честь и колоссальный опыт, а все остальное — на втором плане! Очень амбициозный проект, надеюсь, долгожитель. Я исполняю татарские народные песни «Ашхабад» и «Сарман». В начале думал, что будет легко, ведь эти песни мы слышали и исполняли во многих вариантах, но то, что я услышал на репетиции с оркестром, дало мне понять, что заниматься придется с полной отдачей и предконцертный мандраж присутствует.
Среднестатистический образ Фасихова - таков.
Изменит ли это, реально, что-то в шоу-бизе?
Это время покажет, эстраду нашу засорили, но много у нас и хорошего, пусть этот проект поможет очистить [ее] и будет снабжать наш народ вкусной и качественной духовной пищей. В шоу, может, и изменит, но чтобы что-то изменить в бизнесе, потребуется много времени и сил
Как проект поможет очистить эстраду? Те, кто выступает, станут его перспективной частью? Есть ли какие-то долгосрочные планы по проекту, вам что-то обещали?
Появятся хорошие исполнители, с ними будут заниматься, одевать, продюсировать; песни с хорошими аранжировками. Это приведет к спросу всего качественного, хороших текстов, музыки, живого исполнения, живых музыкантов. То есть будет возможность поднять нашу эстраду на высшую ступень. Долгосрочного ничего не обсуждалось - после концертов узнаем, надо еще оправдать затраты президента и надежды организаторов и, конечно, публики. Посмотрим, суймаган угезнен итен булешмилэр (буквально - не стоит делить шкуру неубитого медведя - Прим.ред.). Но я как музыкант и артист хочу сказать: это очень интересный, крутой и нужный проект.
Ильгиз Шайхразиев
Уроженец Челнов прослыл местным Джастином Тимберлейком из-за любви к фанку и R'n'B. Сотрудничает с хип-хоп-проектом Ittifaq и фольклорным ансамблем «Сорнай».
Мне позвонили и сказали, что знакомы с моим творчеством, предложили прийти на прослушивание. Отбор проходил зимой. Певцов было достаточно много. Как отобрали около 25 артистов, нам объяснили цель данного проекта - «Узгәреш җиле», поднять эстрадную музыкальную культуру Татарстана на новый уровень. Лично меня эта идея вдохновила. Работая с именитыми педагогами нашей республики , с профессиональными наставниками и музыкантами из Москвы, не только я, но и все участники получили огромный опыт для себя.
Сначала был долгий процесс выбора песен для каждого артиста. Главной фигурой, я думаю, этого проекта является песня, и задача была оформить ее так, чтобы она отвечала требованию современной мировой музыкальной культуры. Песни, которые я исполню, до пятого ноября останется тайной (Шайхразиев исполнил «Бөрлегән» и «Бормалы су» - Прим. ред.). Но могу сказать одно, люди меняются, меняются страны, мир меняется, приходит новое поколение, и они думают и чувствуют по-своему. Этот процесс не остановить. Известные старые песни, исполненные полвека назад, а то и раньше, могли никак меня не заинтересовать по той причине, что мы не жители той эпохи, страны или общества. Но теперь они заговорили на сегодняшнем, современном языке, на языке всемирно признанных жанров, стилей, манер вокала и направлений а музыке. Наша республика заявила о себе всему миру на спортивной арене, на экономической арене и во многих других областях деятельности. Думаю, это еще один рывок вперед для нашего народа.
Вообще, Шайхразиев звучит вот так.
А как один фестиваль должен что-то поменять? Люди увидят, услышат, что дальше?
Я думаю, задача организаторов - показать людям качественный музыкальный материал, который будет интересен не только татарам, но ещё и любителям музыки из других стран и континентов. Татары - открытый и отзывчивый народ. Кто сказал, что наша музыка недостойна звучать на мировой музыкальной арене? Надо перенимать и делиться опытом! Тогда все и в во всем будет ждать только успех!
Как другие страны его увидят?
Да здравствует Youtube!) Оркестр Эйленкрига всемирно известен. Любое их выступление - это событие в мире музыки. Думаю, этот факт придает некую важность происходящему.
Зарина Вильданова
Студентка ГИТИСа и Казанского музыкального колледжа стала финалисткой фестиваля «Усадьба Jazz Роза Хутор», пела на Российской студенческой весне, участвовала в отборочном туре «Тюрквидение 2015».
1. В музыкальном училище, в котором я сейчас учусь, меня попросили скинуть песни на татарском языке, над которыми я работала. Через некоторое время мне позвонили из Министерства культуры и пригласили на прослушивание на конкурс, о котором пока ничего не было толком известно. Да, изначально это был конкурс, но через некоторое время решили, что статус фестиваля будет наиболее подходящим. Потому что цель здесь не победить, а вывести татарскую песню на новый уровень.
2. Сперва нас прослушивали, затем дали список песен, их было около 50. Нужно было выбрать две-три, согласовать их с Венерой Ганиевой, которая является нашим куратором на фестивале. Она работала с нами над мелодией, произношением, над характером. Подготавливала нас ко встрече с московскими руководителями. Нашими педагогами из Москвы стали Ксения и Алексей Коробковы. Они слушали наши песни, снимали нас на видео, и мы вместе решали, в каком стиле хотели бы услышать эти песни. К слову, произведения нам давали самые разные: народные песни, песни наших уважаемых композиторов, всевозможные романсы и тому подобное. Выбор был сложным. Через некоторое время после прослушивания и отборов наши московские педагоги приезжали к нам с демо-версиями наших аранжировок. Уже тогда я поняла насколько это будет все здорово звучать. Моя песня «Сиреннәр хуш исләр тарата» прекрасного композитора Назиба Жиганова предстала в новом звучании. Здесь смешались татарская музыка и джаз. Ультрамодно, красиво, свежо. И мы попытались сохранив первоначальную мелодию, добавить новых красок и в голосовой аранжировке.
3. Для меня петь с таким большим и профессиональным оркестром - это большая ответственность. Я, честно признаюсь, впервые в составе такой большой музыкальной команды. И смело могу сказать, что я научилась работать с оркестром, понимать дирижера. К тому масштаб фестиваля действительно велик. И поведение на сцене должно быть соответствующим. Поэтому здесь была проделана работа и над пластикой тела.
Редкое явление - татарская музыка в «Соли»
4. Сама работа на сцене происходила по-разному. Фестиваль новый, экспериментальный, скажем так, и поэтому нужно тщательно все продумать, до последних мелочей. Аранжировки дорабатывались. Что-то приходилось переучивать вместе с оркестром. Нам создали новые образы: макияж, прическа, потрясающие костюмы, с нами работали стилисты. И нужно было сделать так, чтобы и образ, и песня, и аранжировка, и стиль исполнения совпали. Поэтому работа тут проделана большая, как самими музыкантами и артистами так и теми, кто работал с нами.
5. В самую первую и главную очередь я получаю опыт! Это колоссальный опыт! Мы готовились к этому фестивалю с января. И нужно было держать все в тайне. При этом каждый день работать над песнями, над образом, над собой. Мы работаем с потрясающими музыкантами: Вадим Эйленкриг, наш музыкальный руководитель, Ксения и Алексей Коробковы, Венера Ахатовна Ганиева. Это возможность познакомиться ближе с артистами нашей эстрады, с прекрасными талантливыми певцами, быть вместе на одной сцене и стать одной командой. Конечно, я надеюсь, что этот фестиваль даст ещё больший толчок в творчестве каждого из нас.
6. Моя песня «Сиреннәр хуш исләр тарата» в первоначальном варианте - очень нежная, олицетворение настоящей любви к Родине, восхищение ею. Как только я ее услышала, я поняла, что это мое. Мы работали над ней, попытались услышать по новому. Может быть, от того, что мы работали над ней слишком много, в какой-то степени она немного наскучила, хотелось постоянно что-то изменить, добавить. Это вполне нормальная практика в работе с песней. Но когда я услышала оркестр, когда я стала петь вместе с ним, тут все встало на свои места. Мы поняли, что попали в точку - совпало все и голос, и тембр, и оркестру песня очень нравится. Конечно, она звучит совсем непривычно для тех, кто хорошо знает эту песню. Но ведь наш фестиваль такой - ему необходимо навеять эти перемены в музыке. Нас 24 артиста, талантливых певца. Нас выбрали, а значит, нам доверяют, доверяют нашему вкусу, профессионализму, подходу к музыке. И для каждого из нас, как мне кажется, этот фестиваль имеет большую значимость, потому что он войдёт в историю, как фестиваль новой татарской песни, а мы будем первыми, кто представит это зрителю на таком высоком уровне. И, конечно, спасибо за эту возможность нашему президенту Рустама Минниханову. Потому что это действительно важный шаг в истории татарской музыки.
Гузель Сагитова
Основатель движения нового поколения «Калеб», которое организует вечера молодых татарских поэтов, музыкантов, танцоров, режиссеров, продвигая их творчество и создавая на их основе творческую среду.
Как и ожидалось, мы посмотрели хороший ретро-концерт. Изначально было понятно, что новое исполнение песен, вошедших в золотой фонд татарской музыки, не принесет изменений в татарской эстраде. Некоторые артисты и так занимались этим в своих нишах. Но мне не хотелось делать поспешных выводов до концерта. Душа все равно ждала чего-то нового… Но нет, «Ветер перемен» не принесет никаких перемен! У проекта с калькированными названием — такое же содержание.
Три года мы запустили «Калеб», с мыслью, что мы должны хотя бы немного обновить наше искусство, включая эстраду, не ожидая ничего от государства, не вздыхая попусту, а делая первые шаги сами. В рамках проекта появились новые песни, они и сейчас есть. Но задачи у «Калеба» шире, так что мы не делали упор на этом направлении. К чему я это пишу? У нас есть поэты, композиторы, сильные вокалисты (среди них лишь нескольких мы увидели на сцене!), хватит и музыкантов, чтобы организовать оркестр наподобие лундстремовского. Нам нужно их поднимать, помогать им. Песни, которые будут в будущем интерпретироваться, должны появляться сейчас! Тогда разговоры о переменах были бы очень к месту. К слову, 9 ноября в консерватории мы собираемся провести круглый стол в связи с этим событием. Желающие участвовать могут написать мне.
Текст: Радиф Кашапов
Использованы материалы из архива героев и агентства «Татар-Информ»
Комментарии (0)