Delta Duo – не самый привычный музыкальный дуэт для Казани и России в целом. Союз скрипачки Ирины Поваровой и Джей Джея Стензоцки из Индианаполиса представляют дельта-блюз. Перед первым казанским выступлением Delta Duo (в Rockstar bar) Ирина рассказала о своем переезде в Америку, творческом союзе с любимым человеком, связи американской и татарской музыки, а также о блюзовой душе.
Как Вы оказались в Америке?
Я закончила Казанскую консерваторию, по распределению попала в Новороссийск, в музыкальное училище. Потом уехала работать в Минский симфонический оркестр. Там через нашего менеджера я познакомилась с одним парнем, который был из Америки. Он влюбился в меня, звонил, ездил туда-сюда два года и потом пригласил меня. Мы были в Сан-Диего, а потом отправились в Индианаполис. В итоге у нас не сложилось и мы разошлись. И тогда я встретила Джеффри, с которым мы вместе уже шесть лет. А нашему творческому союзу – Delta Duo – три с половиной года.
Как вы проникли в мир американской музыки?
Совершенно случайно, ведь я классический музыкант. Мне эта музыка была интересна, но чтобы такое играть… Никогда бы не подумала, что это возможно. Но Джеффри увлекся ей, играл постоянно. А однажды я взяла скрипку и стала ему подыгрывать. Он радостно крикнул: «Great!». Так мы и начали играть вместе.
Что такое блюз, по Вашему мнению?
Это корни рока, я бы сказала, музыка афроамериканцев. Блюз произошел от плача, от стенаний о плохой личной жизни. Эта музыка о том, как мужчина страдает от неравноправия между ним и женщиной. Ведь она постоянно бросает, предает, относится как к собаке. Некоторые говорят: «Если блюз о чем-то другом, то это не блюз».
Легко ли было перейти от классики к блюзу? Кажется, что они совсем несовместимы.
Нельзя сказать: «Несовместимы». Все это музыка, но с разными лицами и душой. Поэтому да, легко.
И какая же душа у блюза?
Душа простого человека, доброго и безгранично любящего. Особенно женщину. Она играет у очень большую роль. В песнях они даже называют любую женщину мамочкой, ведь именно мать – это олицетворение еды, тепла, уюта, крова и защиты.
Есть ли похожие исполнители в России?
Блюз построен на пентатонике, как и татарская музыка. Это звуковая система, основанная на пяти звуках. В этом уже большое сходство блюза и восточной музыки, в том числе татарской. А если честно, я не играю блюз, я ему подыгрываю.
Трудно играть с человеком, который для Вас больше чем коллега?
Наоборот! Это наполняет всю твою жизнь. Ведь нас связывает не только любовь и музыкальная жизнь. Джеффри - интереснейший человек, профессор английского языка в университете.
А как Джеффри пришел к музыке, которой Вы отдали всю жизнь?
Совершенно случайно, хотя его отец был трубачом. Когда мы познакомились, он только начинал играть. Но Джеффри много знал об американской музыке времен 20-30-х прошлого века. В России же ее часто считаю низкосортной или вообще понятия о ней не имеют.
Привнесли ли Вы что-то от местной музыки в ваш дуэт?
Конечно! Я вообще играю смесь татарской музыки и классической. Американцы говорят, что это интересно слушать, ведь им это в новинку. Все играют традиционный блюз, а я его не знаю. На что мне говорят: «Даже не учи! Ведь таких исполнителей много».
Какие места в Америке особенно повлияли на ваше творчество?
Мы ездили на родину музыки, которую играем, в Миссисипи. Жили в маленьком домике, в копии того, что было раньше, на плантациях афроамериканцев. Также мы были в Рочестере, Нью Йорк, где жил Сон Хаус. Это один самых ярких блюзовых музыкантов того времени. Он был пастором в церкви долгие годы, но в 27 лет он увидел на улице музыканта, играющего на гитаре стеклянной бутылочкой, надетой на палец. Это его увлекло и он оставил церковь и стал музыкантом. Кстати, Джефри во время игры тоже надевает на палец слайд, аналог той самой стеклянной бутылочки.
Что играете? В основном песни времен зарождения делта-блюза?
Да, но есть и оригинальные песни. Одна из них – «ShadowofCapone» в чем-то автобиографична. Джеффри жил в Сиссеро, предместье Чикаго. Там же действовал знаменитый гангстер Аль Капоне. Джеффри даже не осознавал тогда, что привычки его сверстников от этого преступники. Вся детвора носила черные куртки, дралась до переломов. В общем, опасно было там жить. И под действием воспоминаний у Джеффри и родилась песня про Аль Капоне.
Как часто приезжаете в Казань?
Я бываю тут каждые пять лет, на встречу однокурсников. Все мы поступили в консерваторию. Я благодарна педагогам за то, что они дали нам такие знания, которые помогают мне мне до сих пор. Но вместе с Джеффри мы тут впервые выступаем.
Почему выбрали это место?
Rockstar Bar открылся недавно и готов к экспериментам. Поэтому мы решили играть здесь, ведь наша музыка не совсем привычна для российской публики.
Динара Сиразеева
Комментарии (0)