Сегодня «Смена» и Казанская консерватория представляют второй вечер из серии концертов академической авангардной музыки. Вновь в нем участвует Ляйсан Абдуллина. В своей статьей она объясняет, что значит быть молодым композитором в наше время.
Помню, когда мне было четыре, мама купила пианино. И я часами сидела и вслушивалась в звучание пустых квинт и кварт, наигрывая их в низком регистре. Конечно же, я не понимала, что играла, но это казалось очень красивым. Кто знал, что моя любовь к музыке станет настолько серьезной.
Сейчас я учусь в Казанской консерватории по специальности композиция, и знаю, что композитор нашего времени – это непростая и ответственная профессия. Каждый второй теперь называет себя композитором, хотя не имеет при этом специального образования и порой даже таланта. Это происходит из-за неимоверно быстро развивающегося современного мира и развития технической мысли в целом. Компьютеры и коммуникаторы настолько прочно вошли в нашу жизнь, что уже сложно представить, как можно обходиться без них.Сейчас практически любой может попробовать себя в качестве «писателя музыки» благодаря большому количеству компьютерных музыкальных программ. Существуют даже такие программы, в которых возможно использование систем, применяющих искусственный интеллект. Они способны сами выступать в роли «композитора». Тогда возникает вопрос, где же грань между сочинением и музыкой? Если музыка может свободно существовать и без композитора, то зачем нужна эта профессия?
Я с детства участвую в различных конкурсах по композиции и заметила такую тенденцию, что с каждым годом участников становится все меньше. Некоторые конкурсы просто приходится отменять из-за недобора участников. Сейчас среди молодежи популярна ритмичная и агрессивная музыка – это рок, хип-хоп, различные жанры танцевальной музыки. Популярной профессией среди молодежи стал диджеинг. Многие мои знакомые стали увлекаться этим. Появилось множество школ и учебных центров, обучающих этой профессии. Они востребованы, потому что огромные массы людей ходят в клубы, где тратят свои деньги. Академическая же музыка не так увлекательна для большинства молодых людей. Да и я, признаюсь, помимо сочинения академической музыки, играю в составе казанской рок- группы.
Но наша цель, в отличие от расплодившихся кавер-бэндов – не финансовая выгода, а продвижение своего творчества. В концертных залах совсем не та атмосфера, которая была бы созвучна современной молодежи. Ей куда веселее сходить в клуб или в бар, где играет громкая и ритмичная музыка, приводящая в состояние некоего транса.
Сейчас во всем мире главное в искусстве – это денежный эквивалент. Основной целью становится получение денег. Публика перестала отличать шедевр от подделки. Люди забыли о том, что искусство должно пробуждать высокие чувства, очищать душу. В произведении должен присутствовать чувственный смысл, идея, которая бы воспитывала, а не развращала. Надо найти правильное устремление, чтобы зритель испытал некое очищение души, прилив энергии и вдохновения. Музыка должна производить «катарсис», а не пробуждать животные чувства.
Одно из ранних произведений Абдуллиной
На сегодняшний день о современных профессиональных композиторах знает незначительное количество людей. Академическая музыка сейчас не так востребована. Большинство ее просто не понимает. Мировосприятие и система ценностей современных людей меняется. Их мышление уже устроено по-другому. Поэтому и современный композитор должен идти в ногу со временем. Я, в свою очередь, стараюсь осваивать новые жанры, изучать музыкальные программы, уметь писать разную музыку, пробовать что-то новое, быть всегда в поиске, в развитии и не останавливаться на достигнутом. Хотелось бы найти способ поднятия академической музыки на новый уровень. Сейчас трудно сказать, что же на самом деле происходит – рывок на новую ступень развития или наоборот деградация. Сложно понять, что совершается – новые ли открытия в специфике звука, в его качестве или выход музыки на новую величину, но явно происходит некий переломный момент. Я надеюсь, что на свет появляется некое совсем свежее раскрытие новых методов композиции.
Что касается самого процесса сочинения музыки, то на сегодняшний день много разных компьютерных программ, которые упрощают набор нотного текста. Это, разумеется, чрезвычайно упростило задачу набора, копирования и печати нот. Но на собственном опыте заметила – нетрудно увлечься этим, и незаметно уйти в сочинение за компьютером (это конечно касается в основном сочинения академической музыки). Нотная тетрадь и карандаш отходят на второй план. По-моему, не стоит увлекаться сочинением музыки за компьютером. Должен быть некий контакт руки с карандашом. Тактильные ощущения связаны с участками мозга, контролирующими эмоции, они помогают больше прочувствовать музыкальный текст и позволяют музыке дышать. Музыкальная ткань должна пройти через душу автора, тогда его мысль в какой-то степени будет понята и прочувствована слушателем, или, по крайней мере, будет найдено созвучие с его личным опытом.
Композитор так же не должен забывать о публике и ни в коем случае не ставить себя выше нее. Публика – это необходимое условие, которое должно учитываться автором на всех этапах создания произведения, автор должен стараться быть понятным. Усложнение музыкального языка, непонятность современной авангардной музыки стало причиной разделения большого пласта современной музыки от слушателя. Чтобы преодолеть это, со стороны слушателя так же необходимо развитие и воспитание. Для этого необходимо внести изменения в образование. Так же неплохо было бы больше передавать академической музыки по радио и телевидению. Это помогло бы увеличить круг людей, которые могли бы заинтересоваться такой музыкой.
Почему я выбрала эту профессию? Потому что я получаю от этого удовольствие. Я не жалею ни энергии, ни сил, так как занимаюсь любимым делом. Я ощущаю в этом потребность, смыл и ясное чувство наполненности. И хотелось бы внести свой вклад в развитие современной музыки.
Ляйсан Абдуллина,
студентка Казанской государственной консерватории им.Н.Г.Жиганова, 4 курс
Комментарии (1)