Сергей Мезенцев, больше известный как провинциальный журналист Илья Огурцов из телепередачи «Реутов ТВ», в качестве DJ Огурца посетил открытие бара в Музее советских игровых автоматов в Казани. Человек, под чью профессиональную волну сатиры попал даже мэр столицы республики, рассказал в интервью «Собаке» о юморе, провинциальности, СССР и 90-х.
Как ты сам себя профессионально позиционируешь?
Я люблю надевать маски. Потому я комик. Такой же, как Петросян и резиденты Comedy Club. Просто у нас разные аудитории. Еще режиссер.
В таком случаем, кто твоя аудитория?
Мои сверстники. В юморе есть проблема: он лучше всего впитывается людьми, которые младше тебя. А рассмешить сверстника всегда сложнее, чем более молодого человека. Он опытнее, больше видел, его сложно удивить. А молодые все равно как-то подхватят, их легче удивить старыми приемами, даже несмотря на то, что мы росли в разных условиях, принадлежим разным поколениям. Потому для меня реакция сверстников это индикатор того, что я не деградирую. Если не смешно им, то это звоночек. При этом, конечно, важно нравиться и молодым, так как это значит, что я свежий.
Существуют ли границы у юмора?
Шутить можно обо всем. Но есть вопрос как — хорошо, плохо, тонко, толсто. Также есть момент уместности — культурной, временной или ситуационной. Например, чиновники. В России есть ментально заложенный священный трепет перед сильным человеком. Это нехорошо и неплохо, это факт. Соответственно образ чиновника — вечно хмурый человек в черной машине с мигалкой. В США президент может сниматься в каких-то глупейших роликах, ходить на развлекательные ТВ-шоу и прочее. Там посмеяться над собой это не то, что «было бы неплохо», а то что «надо». Это их ментальность. Юмор все же индикатор состояния общества.
Какие у тебя ощущения от путешествия по России для съемок «Реутова-ТВ»?
У меня был сбитый взгляд. «Реутов-ТВ» — это сатира. То есть ты настраиваешь свой мозг на поиск недочетов и с этим состоянием ума живешь полтора месяца. Со временем это из профессионального навыка превращается в навык житейский. Ты не можешь после съемок начать видеть все в нормальном режиме. Поэтому ощущения от России у меня совсем угнетающие. Третий сезон «Реутова-ТВ», на мой взгляд, получился самым цельным и продуманным. Мы уже нашли свое русло, стали мастерами в этом. Хотелось не просто веселить, но и что-то сказать. Там у нас есть и «бугага», и «подумать». Поэтому он о том же, о чем фильм «Левиафан». Наверное, Левиафан, убери оттуда библейский контекст и запрос на вечность, тоже сатира. Такой трагический «Фитиль». Сейчас я езжу с гастролями по городам, и пытаюсь смотреть на страну уже другим взглядом и искать хорошее. Получается.
Но Звягинцева обвиняют в том, что нарочно показывает только плохое, а на самом деле в России все прекрасно.
Это право каждого художника. Если кто-то будет показывать только хорошее, ему тоже можно предъявить претензии с криком «Эй, чувак, ты видел хотя бы одну серию «ЧП» по НТВ?». Обвиняющие Звягинцева просто неправильно понимают функцию кино. Думаю, не от большого ума.
А была отрицательная критика на «Реутов ТВ»?
Нам повезло. Канал «2Х2» наше проклятие и наше спасение. Это очень нишевый канал, чью публику нельзя сравнить с аудиторией Первого канала. Это хорошо, потому что включают этот канал только те, кому он изначально близок. Поэтому реакция была одна: «Ребята, это классно!». Там нет случайных зрителей. В отличие от 1-го канала, который смотрят очень разные люди.
«Реутов ТВ» возможен на Первом канале?
Думаю, да. Но, конечно, это будет другое. Если вопрос о цензуре, то могу сказать, что «Реутов ТВ» стал возможен благодаря счастливому стечению обстоятельств. В то время (прим. ред.: «Реутов ТВ» выходил с 2010 по 2013 годы) было многое можно. Почти все. Главное условие — не говорить «Путин — плохо». А «Россия — плохо» или «Церковь — плохо» было можно. Сейчас же сложнее. Хотя я уверен, что под любой даже самый зацензуренный продукт можно подкладывать совсем противоположный подтекст. Это зависит от мастерства.
В «Реутов ТВ» вы эксплуатируете образ провинциального журналиста. Провинциальность — это всегда смешно?
Ты заметил, что интернет-вирусом всегда становится что-то искреннее. Кто-то совершенно искренне глупит или чего-то не понимает. Искренность — это здорово, это исчезающий товар. Сейчас же все начинают хитрить и умнить. Провинциальность — это как раз то, когда люди пытаются быть теми, кем они не являются. Я сам работал долго на провинциальном СМИ в Кирове, и делал совсем глупые вещи. Потому в «Реутове-ТВ» я, прежде всего, шучу над собой и над провинциальными СМИ, основная черта которых - искренняя вера в собственную важность и могущество при полном отсутствии на то оснований. В «Реутове ТВ» даже в заставке планета. Ни у одного действительно крупного канала нет планеты в заставке.
Но разве столичность не смешная?
Москва тоже смешная в своей понтовости. Сколько сценок про хипстеров и их ограниченность снято. Просто в юморе, как и во всем, нужно говорить либо о себе, либо о том, в чем разбираешься. Мы в Кирове всерьез делали плохое телевидение. В «Реутове ТВ» показан наш опыт. На самом деле, там мало придуманного с нуля, так как невозможно придумывать просто из головы. Первый сезон даже озвучивал диктор из Кирова. В этом мы разбираемся. И главные дураки в передаче это мы. Мне совершенно не стыдно признаться в том, что я до этого всерьез работал в плохом ТВ, делал плохие вещи и искренне этого не понимал. Это был этап, я не знал каких-то вещей. А не знать чего-то — это нормально.
Проект DJ Огурец тоже о тебе?
Да, конечно. Я был подростком в 90-е. Через DJ Огурец я пытаюсь показать свою любовь к той музыке. Сам образ, конечно, стебный, но музыка нет. Основная цель как раз была сделать качественную музыку, на которую можно накладывать какой-угодно фарс в плане образа, видео и подачи.
90-е, по-твоему, входят в моду?
Да. В творчестве главное самобытность. Причина унылости всей нашей эстрады в том, что они сознательно пытаются быть похожими на всех, особенно на тех кто поет на английском. Они почему-то англоговорящей публике дают бледную ксерокопию их самих. В общем, я подумал, давай-ка буду непохожим на всех и сделаю под 90-е, сделаю шаг назад, пока все озабочены поиском нового модного звука. Только в процессе понял, что я не просто не оригинальный, а один из многих. Но поворачивать уже было нельзя. Да и нравилось мне.
Ты говоришь про 90-е, а как ты относишься ко все нарастающей ностальгии по СССР?
Она никогда не уходила и не уйдет. Каждый второй сериал на Первом канале про 80-е. Мне кажется, это потому что сейчас совсем непонятное время, и в прошлом все ищут понятного комфорта. Тем более сейчас в расцвете сил как раз те люди, на чьих глазах погиб союз. Они везде в индустрии. Я думаю, как раз они свою тоску, выражают в творчестве. Хотя я сам задумал проект и он тоже про СССР, к сожалению. Не знаю, может, в воздухе что-то витает. Сейчас все слишком быстро меняется и непонятно о чем говорить.
А сейчас есть какой-нибудь проект (кино, литература, тв-передача), которая была бы про современность?
На самом деле, полно. Например, моя любимая передача «Битва экстрасенсов». Это самое смешное комедийное шоу на всем ТВ. Я считаю, мы как нация заслужили его. Недаром она адски популярна. Мракобесие в народе всё-таки неискоренимо. С одной стороны, ученые осваивают космос, с другой дичайшая метафизика и вера в барабашек. Это тоже индикатор. Если общество вырастет, то такая передача перестанет быть востребованной. Мне еще нравится, что в криминальную хронику ввели термин «лжеэкстрасенс». Как будто есть настоящие экстрасенсы! Это вредно. Вера в метафизику делает людей инертными.
То есть мы недалеко ушли от времен сеансов Кашпировского?
Нет, конечно. Вообще, в какой-то момент, 2008–2009 годы, казалось, что 90-е это так далеко, а мы уже почти демократическая Европа. Но потом за пару лет стало ясно, что все так же на месте. 90-е никуда не уходили, а просто мирно дремали, ждали ослабления иммунитета. Успех «Физрука», например, создатели объясняют ностальгией людей по прошлому десятилетию. Я думаю это не так. Просто «Физрук» это про день сегодняшний. У нас не страна, а Бенджамин Баттон какой-то. Если следишь за новостями, то видишь, что с каждым днем уходим все дальше назад.
Алмаз Загрутдинов
Комментарии (0)