Накануне в театре им. Камала отметили 80-летие Ильхама Шакирова. Официально ушедший со сцены пять лет назад певец все еще требует пристального изучения (в отличие от иных эстрадных звезд) - и мы представляем песни Шакирова, которые можно слушать и сейчас.
До того, как превратиться в элемент музыкального калейдоскопа и петь песни либо под баян, Ильгам Гильмутдинович выступал с оркестрами, в которых играли тонко чувствующие современные тенденции музыканты. А потому его треки прошлых лет звучат не так однозначно, как народные напевы - их легко представить и в контексте советских ВИА, и оммажа рок-музыке, и немного даже движению хиппи.
К примеру, песня «Гoлмәрьям» звучит, как грувоносный твист - остается только добавить басов и изводить ботинки на «манной каше».
«Сәрвиназ», напротив, представляет собой типичный пример советских вокально-инструментальных ансамблей - рекомендуем ставить такую музыку в лифтах Кабмина.
«Идел буе каеннары», как давно известно, снабжена интро, в котором цитируется песня «Hello, I Love You» The Doors. Участник одного из первых казанских ВИА, покойный Вадим Усманов, много лет работавший у Шакирова, указывал, что это была его идея - музыканты, разумеется, были наслушаны западными хитами и сумели органично вплести калифорнийский саунд в приджазованный трек.
К сожалению, татарская музыка не осознает себя частью тюркского мира. Редкие примеры - эта версия «Син сазыңны уйнадың» с изящной перкуссионной партией и размашистыми струнными.
Последние два трека - явно концертные версии. «Кулъяулык» стартует с соло, которому позавидовал бы Иэн Андерсон из Jethro Tull. А «Cин гомер агышларым» вовсе звучит, как попытка выйти в формат блюза и даже прог-рока.
Песни Шакирова в этом контексте никто практически не переосмысливает. Редкий пример - концертный кавер Зули Камаловой на хитовую «Бер алманы бишкә бүләек».
Радиф Кашапов
Комментарии (2)