В «Татнефть Арене» прошел финал II международного музыкального конкурса Turkvision-2014. Собака.ру пыталась понять, что же в этой музыке тюркского, а слышала только бесконечный турецкий R'n'B, куцые рок-баллады и бесплотное этно.
Впервые Turkvision состоялся в Эскишехире (Турция) в прошлом году. Участвовало в нем 24 стран (и это не считая регионы с тюркским населением). Победителем стал азербайджанец Фарид Гасанов. Татарстан представляла Алина Шарибжанова - и тогда она получила четвертое место.
Казанскому этапу предшествовали отборы на местах. В среду, в полуфинале, жюри, состоящее из представителей шоу-бизнеса, медиа и политики (по одному на регион, в их числе - победительница шоу «Голос», участница Eurovision-2012 Дина Гарипова) выбрало из 25 участников 15.
В семь вечера все началось по расписанию. Трибуны были заполнены разномастной публикой - под ухом кричали иранские девушки, рядом с татарскими телеведущими был замечен казахский квнщик, а в партере скучал Салават, который встрепенулся только на слове «Башкортостан».
10-частная группа «Заман» оттуда с 199 баллами получила третье место. Любопытно, что еще на пресс-конференции в честь запуска проекта было заявлено, что представителей фолка, которых хватало на первом конкурсе, скорее всего, не допустят во второй. Однако некоторые представители этники, хоть и до упора европеизированной, в шоу попали.
Ведущие говорили на русском, турецком и татарском. Но беседы за кулисами вел исключительно Артем Шалимов с каналов «МУЗ-ТВ» и «Ю». Причем отвечать ему старались артисты на родных языках (которые никак не переводился для зрителей в зале. Хотя те же башкиры пообщались с ним также на русском, а казахи долго подбирали слова. У каждого певца, очевидные, свои отношения с национальным самоопределением.
Среди выходивших без пауз участников очень сложно было выделить такого, чье выступление бы запоминалось. В этом, собственно, проблема и «Евровидения», но на него и никогда и не было надежды - шоу для домохозяек, которое потчует балладами и танцевальными середняками, никогда не несло какой-то миссии.
К слову, организаторы заранее заявили, что не хотят, чтобы «...победило оно, как Кончита Вурст». Не стоило беспокоиться - этот конкурс очень консервативен и его легко можно было бы показать в прайм-тайм на Первом канале, если бы исполнители получили переводы текстов. От все еще нового «Тюрквидения» ждешь чего-то интересного, ведь мало кто вообще знает, что происходит, скажем, в туркменском шоу-бизнесе. Однако музыкально большинство композиций явно демонстрировали желание как-то сблизиться с турецким рынком. Хрустящие ритмы, ориентальная мелодия, порой - трансовые синтезаторы. Тон первым номером задала турчанка Фунда в кожаных штанах и танцем «опа-опа». Словом, представьте себе миксовую пару кыргызов в обтягивающих одеваниях, связанных друг с другом веревками. Закройте глаза, и попробуйте вспомнить страну.
Другие, вроде представителей тюркоязычных народов Восточной Европы, чтили местный турбошансон, иранцы Barish изображали рокеров из передачи «Международная панорама», тувинка Куулар Аяз рубила балладу в окружении плясунов-волчат. Собственно, вся идентичность сохранялась, в основном, в костюмах, несколько раз - в солирующих инструментах, и, конечно, в беседах с ведущим, получившим чак-чак, плов, узор хной на руке и множество народных запевов. В своем стремлении понравиться всем тюркский поп, если таковой существует, лишился какого-либо разнообразия.
Вышедшая в полуфинале первой и таки взявшая первое место с 225 баллами участница из Казахстана Жанар Дугалова - давний игрок в шоу-бизнесе. В частности, она пела в герлз-бэнде «КешYou», получала «Евразийскую музыкальную премию» и премию «Астана жулдызы». Дугалова взяла, очевидно, сильным голосом, аккуратной, но модной аранжировкой, а также удачным появлением домбриста с танцором. Собственно, казахский поп давно уже развивается по западным канонам, и если есть бывшая республика, где только родная речь отличает песни от евро-аналогов - то это Казахстан.
Наконец, если другие участники ограничивались на сцене подтанцовкой или музыкантами-«мебелью», то участник от Татарстана Айдар Сулейман, конечно, взял, в первую очередь, своим шоу, в ходе которого на огромный белый шар проектировалось изображение, а в конце Сулейман оказался прямо на нем, не переставая петь. Наш татарин получил второе место и 201 балл.
И, надо признать, композитор Эльмир Низамов, в этом году показавший в День республики на берегу Казанки мюзикл «Алтын Казан», сумел написать песню, в которой хватало и умеренной попсовости (в духе, прости Аллах, группы «На-На»), и толики утонченности, а сама песня «Атлар чаба» ("Кони бегут") и по контексту, и по аранжировке звучала очень «по-татарски». В конце концов, за чем-то подобным и идешь на тюркский конкурс. Поп-Европа уже смогла лишиться всей своей разнообразной фольклорной красоты и начать творить в рамках единого пространства, но от пытающегося прикипеть к нему Востока ждешь чего-то большего.
Текст и фото: Радиф Кашапов
Комментарии (6)