18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
Кино и сериалы

Поделиться:

Алексей Барыкин: «Молодые кинематографисты Татарстана пугающе рациональны»

Фильм руководителя Школы авторского кино, художественного руководителя «Казанской киностудии», ведущего преподавателя Казанского государственного университета культуры и искусств «Семейные хлопоты» стал первой в истории Татарстана картиной, взятой в широкий прокат всеми кинотеатрами столицы, а также крупными залами Набережных Челнов, Альметьевска и Нижнекамска.

Для нас Барыкин написал эссе о казанском кинематографе - что в нем не так?

Восемь лет я работал, чтобы в Казани появилась «новая волна» - молодое поколение кинематографистов, снимающих кино по-новому. Я выпустил два курса кинорежиссеров КазГИК, спродюсировал девять фильмов моих учеников, приглашал студентов на ключевые роли на все мои картины. И вот мы в одном шаге от успеха: наши вчерашние студенты стали профессионалами, снимают большие проекты.

И теперь я с ужасом думаю, что настоящей «новой волны» в Казани может не быть. Ведь для того, чтобы ее всколыхнуть, нужны одержимые искусством, страстные безумцы. А молодые кинематографисты Татарстана – не такие. Они пугающе рациональны. Они – правильные!

Еще недавно энтузиасты в Казани были готовы снимать кино бесплатно, даже на собственные средства. Сегодня большинство очень высоко себя ценит и работает только за хороший гонорар – даже те, кто ничего в своей жизни заметного не снял. Считается непрофессиональным импровизировать, нарушать правила, брать на себя чужие функции. Бюрократия – новый тренд татарстанского кино. Молодые режиссеры готовы по полгода заниматься подготовкой даже к съемке коротенького фильма. Ради трех съемочных дней печатаются сотни страниц: режиссерские сценарии, раскадровки, календарно-постановочные планы, сметы, поэпизодники, посценники, вызывные листы, должностные инструкции, даже расписание обедов и меню… Потому что так – «правильно», так делают в Москве!

Отныне на все случаи жизни нужны ассистенты. Для простейшей съемки на площадку сгоняется по тридцать человек: ассистенты, помощники, постановщики, локейшн-скауты, фокус-пуллеры, скрипт-герлы – язык сломаешь. Потому что так – «правильно»! Потом жалуемся: на простейший десятиминутный фильм миллиона рублей и года времени не хватает. Пускай! Зато правильно!

А у правильных молодых режиссеров и фильмы часто получаются правильные. Их заявки нравятся шестидесятилетним чиновникам. Их темы – без вызова, без острых углов, душу не царапают, в лучшем случае – абстрактные, эскапистские. Их кадр модно освещен, а монтаж гладок. Их герои говорят аккуратным языком. Их титры красиво сверстаны, а цветокоррекция скопирована с американского образца-«референса».

Но кинематографисты, которые создавали настоящие «новые волны», считали, что работать «по правильному» – стыдно, ибо художник – это бунтарь против всего устоявшегося. Джордж Лукас гордился, что работает не так, как в Голливуде: ведь сама идея «Звездных войн» в 1976 году считалась бредом сумасшедшего, написанным под влиянием наркотиков и Карлоса Кастанеды. У создателей «На последнем дыхании» или «Андалузского пса» не было даже сценария. Если бы вы сказали молодому Годару, Трюффо, Кубрику или Копполе, что нельзя снимать фильм без раскадровки, они рассмеялись бы вам в лицо. Потому что не существует «правильного» способа снимать кино, как нет «правильного» способа писать стихи.

В казанском кино уже достаточно педантов. Нам очень нужны бунтари! Давайте искать новые темы, приемы, формы! Потому что если мы не научимся создавать нечто самобытное, то так навсегда и останемся подражателями, клоунской пародией на московский кинематограф.

Чем мы пока и являемся.

Фото: Юлия Калинина

Владимир Алекно - номинант премии «ТОП 50. Самые знаменитые люди Казани» 2016 года. Голосовать за вашего кандидата можно раз в сутки.

Комментарии (0)

Купить журнал: