В российский прокат вышел побывавший в основном конкурсе Венецианского кинофестиваля фильм Майкла Манна «Феррари» о легендарном конструкторе Энцо Феррари, чье имя носят самые дорогие и желанные автомобили в мире. Режиссер мечтал снять эту историю на протяжении долгих 20 лет. Зачем стоит смотреть байопик с Адамом Драйвером в главной роли, если вы далеки от мира высоких скоростей и смертельного риска, рассказывает редактор новостей и фанатка королевского автоспорта Валерия Дьячкова.
Италия, 1957 год. Энцо Феррари (Адам Драйвер) давно повесил ключи от болида на гвоздь и распрощался с мечтой стать гонщиком. Но вместо этого приобрел новую страсть — создание произведений автомобильного искусства. Энцо уже не молод, на его счету немало побед и поражений (вторых больше), а на горизонте маячит еще и банкротство автомобильной компании, которая носит его фамилию. Непросто обстоят дела и с личным. Феррари живет на два дома: с любовницей Линой (Шейлин Вудли) у него общий ребенок, с женой Лаурой (Пенелопа Крус) — совместный бизнес и память об умершем сыне.
И режиссер Майкл Манн в большей степени сосредотачивается на противостоянии возлюбленных конструктора, а не на гонке на выносливость Mille Miglia («Тысяча миль»), которая должна не только помочь сохранить компанию от разорения, но еще и выиграть битву с основными конкурентами — Maserati. Кажется, в фильм про гениального конструктора, который посвятил всю свою жизнь созданию быстрых и изящных (как внутри, так и снаружи) автомобилей, так и просятся эффектные кадры погони по дорогам Италии? Ну или хотя бы напряженные склейки проектирования и создания тех самых легендарных авто? Ведь так было в том же «Ford против Ferrari» — эталонном фильме про гонки, к которому Манн тоже приложил руку, но в качестве продюсера: совершил свой прогревочный круг перед работой над «Феррари», к которой шел почти 20 (!) лет.
Но нет. Режиссер не стал идти по стандартам голливудского экшена. Он, как опытный гонщик, на резких шиканах сбавляет скорость на драматических сценах, чтобы инерция напряжения и саспенса несла зрителя дальше. И при этом добавляла бы мощности образу Энцо Феррари, ведь именно его фамилия стоит в заголовке фильма.
Энцо Феррари в фильме — многоликий. В один момент ему сопереживаешь, в другой — испытываешь отвращение, в третий — проникаешься его страстью. Даже во время мессы в храме, он не возносит молитвы к Богу, а провозглашает свою религию: скорости. Он отсчитывает на секундомере самый быстрый круг своего болида, который в следующее мгновение заберет жизнь пилота. А на его место Феррари, будто и не переживая, тут же возьмет нового гонщика.
«Если вы садитесь в мою машину, вы делаете это, чтобы победить», — говорит Энцо своим пилотам, словно маститый генерал, посылающих войска на бой. Но, как и в настоящей схватке, гонщики конца 1950-х могли вернуться лишь «со щитом или на щите». «Тогда была самая романтическая, трагичная и опасная эра мотоспорта», — сказал в одном из интервью актер Патрик Демпси, который исполнил в фильме роль автогонщика Пьеро Таруффи. Поэтому в картину встроена достаточно долгая сцена, в которой водители пишут своим возлюбленным «последнее письмо» на случай, если с ними что-то случится. Ведь скорость и дорога не прощают ошибок.
Пока фильм готовился, роль Энцо Феррари переходила от Кристиана Бейла к Хью Джекману (а в дримкасте в 1990-х Манн вообще мыслил Роберта Де Ниро), но в итоге досталась Адаму Драйверу. И это плюс. Ему филигранно удалось передать уязвимость протагониста в отношениях с женой и любовницей. Его Энцо не знает, как разговаривать с законной супругой Лаурой. Она так и не смирилась с потерей их ребенка, ходит с пистолетом и готова пристрелить мужа за неверность. Но ей по плечу вести дела Скудерии Феррари, которой они владеют в равных долях. С любовницей у Энцо тоже все далеко от идиллии. Их рожденный вне брака 12-летний сын — единственный наследник будущей автомобильной империи. Но признать ребенка официально — значит расписаться в собственной неверности. И, спойлер, на этот шаг Феррари не решится еще долгие годы.
Личные перипетии все же не сбивают Феррари с гоночного пути. Все нерешенные вопросы остаются за стартовой линией до конца заезда в Mille Miglia. Есть только дорога и скорость: «Гонки — роковая страсть и убийственная радость». И цена такой радости — человеческие жизни. Эту противоречивость режиссер Манн демонстрирует через ужасающую сцену аварии. Он показывает ее во всех подробностях, деромантизируя тем самым автоспорт и провозглашая жизнь человека высшей ценностью.
При этом он намеренно не дает оценки личности Энцо Феррари, но предоставляет зрителю самому возможность наградить героя своим определением по итогу этой гонки (то есть фильма): хитрец, делец, коммерсант, конструктор, коммендаторе, повелитель скорости, инженер, поэт, художник, супруг, изменщик, потерявший сына отец, глава компании, полководец, святой, грешник, козел отпущения, провидец… Нужное подчеркнуть.
18+
Комментарии (0)