18+
  • Развлечения
  • Кино и сериалы
  • Герои кино
Кино и сериалы

Поделиться:

Сценаристка Елена Ванина: «У редакторов каналов — загадочное представление о зрителе, которому нужны сюжеты про доярку из Хацапетовки»

Сценаристка важных сериалов нового времени («Последний министр» и «Оптими­сты»!) дебютировала в полнометражном кино: придумала с режиссером Алексеем Попогребским вселенную для фэнтези «Самая большая луна» и сняла докьюментари о подростках.

На Елене: рубашка, джем­пер, юбка, пальто USHATAVA, боти­льоны Ekonika x USHATAVA
Наталья Скворцова

На Елене: рубашка, джем­пер, юбка, пальто USHATAVA, боти­льоны Ekonika x USHATAVA

Вы учились на филологическом факультете СПбГУ и работали журналистом. Почему сериалы?

Даже когда работала в «Афише», я очень хотела заниматься кино. Мой друг Рома Волобуев (режиссер триллера «Холодный фронт» и комедии «Последний министр». — Прим. ред.) начал первым. И как-то позвонил мне и сказал: «Ванина, я знаю, ты хочешь делать сценарии, давай напишем?» Это был пилот сати­рического сериала «Завтра» — о том, как оппозиция приходит к власти. Нам казалось, что это смешная и правдивая история, но, кажется, в итоге на нас обиделись все — и оппозиция, и власть. Сериал так нигде и не вышел. Зато многие идеи оттуда потом перекочевали в проект «Последний министр», который мы тоже писали с Ромой. Он спокойно вышел на «Кинопоиске». Вообще, когда появились стриминги, казалось, что у кино и сериалов теперь будет гораздо больше свободы.

Продюсеры подавляют сценаристов — это миф?

Такое бывает, но мне всегда везло! Если ты пишешь не для платформы, а для канала, обычно самое тяжелое — ре­дакторы от канала. У них есть загадочное представление о «простом русском зрителе», которому нужны такие же «простые» истории и «простые» сюжеты про доярку из Хацапетовки. К счастью, продюсеры и режиссеры моих про­ектов ограждали нас, сценаристов, от их влияния. И за это я особенно благодарна проекту «Оптимисты» (он выходил на канале «Россия». — Прим. ред.). К тому же там я сдружилась с Лешей Попогребским (режиссер, лауре­ат гран-при «Кинотавра-2007» за драму «Простые вещи». — Прим. ред.) — он был режиссером сериала.

фото со съемок «Самой большой луны»
кинокомпания «План 9»

фото со съемок «Самой большой луны»

Вместе с Попогребским вы написали сценарий для фэнтези «Самая большая луна». Это ваш первый опыт в большом кино?

Первый художественный фильм, да (в главных ролях — Аристарх Венес и Симона Куст, модель и лицо Saint Laurent. — Прим. ред.). Забавно: в мечтах о кино я плани­ровала уйти от жесткой сериальной рамки — хотела со­вершенно артовую историю... Но вместо этого мы сделали мегасложную жанровую картину!

Вы говорили, что придумали для фильма «новую мифологию».

Мы не строили Хогвартс, действие максимально укоренено в реальности. Это знакомый всем нам мир, но помимо людей в нем живут фантастические существа — эмеры. Внешне они подобны людям, разве что в выборе одежды и причесок мо­гут быть экстравагантнее. Эмеры питаются человеческими эмоциями, каждому не хватает одной конкретной — ревно­сти, например, или возбуждения. Можно назвать наш фильм фэнтези, но для нас с Лешей это скорее рассуждение про эмо­ции. Причем ужасно личное: как-то так мы размышляем про природу человеческих чувств.

Фильм был «мегасложным» именно из-за сюжета?

Производство было дико сложным на всех уровнях. Нашим героям от 17 до 20 лет, поэтому хотелось показать и легкость юности, и предельную чувствительность. В то же время было важно развить философскую подоплеку: эмоциональная «подпитка» для эмеров — вопрос жизни и смерти, но многие из них не хотят причинять людям вред. Другая сложность — техническая: в фильме масса таких решений — проектинг, 3D, лайтинг. Наши производственные продюсеры буквально хва­тались за голову: «Что вы такое написали?» В общем, жестко! Но я верю, что получится очень крутое кино.

Вы, наверное, склонны к мистицизму?

Я — стропроцентный мистик! И Леша тоже. Мы вообще во многом совпадаем. Наверное, по-другому и не может сложиться чуткого соавторства. «Самую большую луну» мы писали в четыре руки: все сцены придумывали вместе. На это ушло два года! Но такая работа приносит какую-то мегапродуманность и «штучность» результата.

кадр из документального проекта «Еще один длинный день»
Premier

кадр из документального проекта «Еще один длинный день»

Кажется, найти «своего» режиссера — большая редкость.

Это так! Ужасно классно найти соавтора, с которым дру­жишь — это как найти жену или мужа. Все мои колле­ги — друзья в жизни. Меня иногда спрашивают: «Как вы с Попогребским работаете?» Такой большой режиссер. И я вспоминаю свою любимую фотографию: Тарковский с То­нино Гуэрра валяются где-то на кровати с котами и ржут. Я нас не сравниваю! Но вечно все представляют какой-то зал, свечи, гусиное перо... «Самую большую луну» мы писали, лежа на диванах у меня дома — сутками работали, спорили, смеялись.

В пандемию вы срежиссировали фильм-эксперимент «Еще один длинный день»: запустили open-call для под­ростков и предложили им снять кино о себе. Что вышло?

Мне очень важно работать с подростками. Это как будто возвращает меня из взрослого в детское — для творческого человека это необходимо. Идея проекта принадлежала нашей подруге Лиле Брайнис: ее фонд «Шалаш» занима­ется детьми с трудным поведением. Лиля предложила нам с режиссером Кириллом Кулагиным развлечь ребят во время карантина. Мы запустили проект в инстаграме: давали подросткам задания в прямом эфире или делали по­сты. Попечитель фонда, актриса Саша Бортич, рассказала о нем у себя на страничке, ее поддержали Муся Тотибадзе, Риналь Мухаметов, Лиза Монеточка тоже придумала для нас задание. И к проекту присоединилось две тысячи под­ростков! Мы, конечно, офигели.

Хронометраж получился сродни «Дау» Хржановского?

Основного материала было больше 150 часов. Проект шел долго, задания становились сложнее: те, кто начинал «по фану», устали и откололись. Когда мы монтировали фильм, пришлось от многого отказаться. Даже если ты плачешь от какого-то эпизода, но он не работает на общий сюжет, его нужно убирать. Мне очень обидно за многое из невошедше­го — но так устроено документальное кино.

Вы с большой любовью высказываетесь о проекте в соцсетях. Что для вас стало самым ценным в этой работе?

Наверное, отношение героев. То, насколько близко они подпустили нас к себе, как открылись. Например, девочка Карина, одна из главных героинь, сняла, как бреет голову на­лысо и мама кричит на нее. А в конце фильма Карина говорит маме, почему это случилось, как плохо ей было, а та объяс­няет, из-за чего у нее была такая реакция. Как будто это кино помогло им стать ближе.

кадр из сериала «Выжившие»
Okko

кадр из сериала «Выжившие»

«Еще один длинный день» уже вышел на Premier. Над чем работаете сейчас?

Я пишу сценарий сериала с компанией Pinery. Мне ужасно приятно, что Семен Закружный и его команда мыслят очень похожим образом. Они крутые! Только что документаль­ное кино «Where are we headed?» Руслана Федотова, которое спродюсировали Pinery, получило приз за лучший дебют на ITFA — главном документальном фестивале в Европе. У нас будет детективный сюжет, криминал тоже будет. А главный герой — подросток. Да, моя тема. (Смеется.)

Ваш любимый сериал — из тех, что вы сами написали?

Я очень люблю свою последнюю работу «Выжившие» — сериал-катастрофа, в которую попали обычные люди. Мы с командой и режиссером Андреем Прошкиным, кажется, сумели сказать о многих вещах, которые всех нас волнуют. Получилось местами страшно, местами грустно и смешно. Но точно не скучно.

Свой профессио­нальный путь Лена начинала в жур­налистике: писала статьи для «Афиши», «Сноба», GQ, Esquire и «Собака.ru».

В 2007 году Лена Ванина вместе с му­зыкантом и фронтме­ном «СБПЧ» Кириллом Ивановым вела на петербургском «Пятом канале» программу «Неделя в Большой стране»: со всей се­рьезностью ведущие допытывались, как живется Дмитрию Нагиеву с титулом «Главный секс-символ страны».

Лена участвует в обра­зовательных програм­мах для подростков. Она работала на сменах в арт-лагере «Камчатка» Филиппа Бахтина, а теперь ве­дет кинолаборатории в рамках фестиваля «Край света»: первые 4 прошли на Сахалине. Следующая — идет в Кали­нинграде в этом декабре!

Текст: Анастасия Шевченко

Теги:
Герои кино
Материал из номера:
Декабрь
Люди:
Елена Ванина

Комментарии (0)

Купить журнал: