18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

Фотограф - как художник: что такое пикториализм

Если раньше шутили, что рисовать учились те, у кого нет фотоаппарата, то Виктор Бриг идет в обратном направлении – он делает снимки, которые похожи на образцы живописи. Рассказываем, как ему это удается.

Свое название пикториализм получил от английского pictorial — живописный. Начало девятнадцатого века для фотографии было временем непрерывного поиска, в основном технического. Проводилось множество экспериментов с различными реактивами, материалами, способами получения изображения и печати. В итоге уже к середине века фотография развилась настолько, что составила серьезную конкуренцию художникам, рисующим портретную миниатюру. Зато это привело к тому, что в фотографию, которую до этого развивалась, в основном, в сторону технического усовершенствования, пришли люди с художественным вкусом и образованием. Фотография, до этого имеющая в основном прикладное значение, стала инструментом для выражения творческих замыслов.

Живописности в фотографии добивались различными способами, как техническими, так и художественными. Для получения «мягкости» изображения использовали объективы снижающие контраст и детализацию изображения, специальную печать снимков, например, бромомасляный процесс, которая так же позволяла получить фотографии, похожие на живопись. Для большего приближения к живописи использовались как художественная постановка света, так и создание сюжетных картин. Жанр был самый различный, от натюрмортов до библейских сцен.

С пикториализмом я познакомился в первый раз, когда изучал книгу по фотографии Уильяма Монтерсена, где он описывает проблемы позирования и упоминает об этом направлении. Фотографии, которые были использованы для ее иллюстрации, заинтересовали и побудили меня узнать побольше об этом направлении и о способах, которыми получались живописные снимки, многим из которых уже более ста лет.

Несколько лет назад мне захотелось делать подобные фотографии самому. Я начал изучать историю живописи, анализировать приемы используемые художниками, их работу со светом, композицией, сюжетом и многое другое, оборудовал собственную небольшую студию, что позволило мне проводить съемки в любой удобный момент, без ограничения по времени. Для творческих съемок это особенно актуально, потому что на создание одного кадра, вместе с подготовкой интерьера, реквизита и макияжа иногда уходит несколько часов.

Одновременно я продолжал обучение обработке фотографий. Переход фотографии от пленке к цифре значительно упростил процесс получения снимка. То, что раньше делалось химическим способом при проявке и печати, в темноте и вдыхая пары реактивов, сейчас делается комфортно, за компьютером, за чашкой кофе. Однако цифровой формат не приблизил фотографию к живописи, кнопки «шедевр» на фотоаппарате не добавилось. Поэтому я закончил курсы художественной ретуши, кстати, единственный с отличием на нашем курсе, а так же посещаю мастер-классы и занимаюсь самообразованием.

Если рассматривать, чем отличается пикториальное фото от обычного, то, наверное, тем же, чем живопись отличается от фотографии. Фотографии бывают разные и если сравнивать их с живописью, то отличия можно найти почти во всем: по колористике, деталям, свету, композиции, сюжету и многим другим признакам. Если, например, взять обычный бытовой снимок, то можно провести многие часы за обработкой снимка на компьютере под картину и все равно не добиться желаемого результата. А если съемка проходит с подготовкой: выбирается локация, реквизит, модель, ставится нужный по сюжету свет, то после нажатия на кнопку спуска обработки часто и не требуется.

Поэтому я для себя решил, что для получения художественного снимка мне удобнее заранее продумать, что и как я буду снимать, чем пытаться что-то сделать из случайной фотографии.

За время моего увлечения пикториальной фотографией у меня набралось много разных работ, в основном, это сюжеты или портреты. Сначала я оцениваю, что понадобиться для того, чтобы реализовать идею. Некоторые работы можно сфотографировать одним кадром, подобрав нужный антураж, модель и реквизит. Если же задача сложнее, то пригождаются навыки ретуши, компоузинга, того, что называется пост-продакшеном.

Как пример сразу вспоминается моя работа по картине Константина Васильева «Жница».
Мне нравятся его работы, в его картинах, как мне кажется, есть какая-то завораживающая отстраненность. Захотелось попробовать сделать что-то, хотя бы немного похожее. Появившись, эта идея всегда была со мной, я искал девушек, похожих на моделей Васильева, фотографировал их на улице, в студии, сделал свой автопортрет по его картине «У чужого окна». Я смотрел на его работы, читал о нем книги, съездил в дом-музей в Васильево. Процесс затягивал. Поэтому подготовка к съемкам этой работы началась задолго до их начала. Я познакомился с девушкой из Томска, похожей на девушку с картины и договорился с ней о съемках. На рынке, где торгуют старьем, нашел похожий серп, заказал пошить рубаху свободного покроя.

Когда приехала модель, был уже ноябрь, выпал снег. Поэтому снимать можно было уже только в студии. Вместо березки для съемок пришлось использовать стойку, обернутую куском ватмана. Снимали долго, подбирая позу, ракурс, нужное освещение. Эту картину Васильев написал за одну ночь, как подарок своей матери на день рождения. Судя по всему, писал он ее по памяти, без модели. Потому что когда мы пытались повторить позу рук жницы, у нас это так и не получилось. Пропорция рук в картине оказалась немного больше, и локоть у модели получался значительно ниже.

После съемок основная работа уже шла на компьютере. Я подбирал в интернете изображения, которые могли бы составить вместе готовую картину. Подходящей березы в хорошем разрешении найти не удалось, поэтому я просто поехал в зимнюю рощу и фотографировал там подходящие стволы. На эту работу вместе со съемкой ушло примерно около двух недель. Какой-то практической цели я не преследовал, мне было интересно попробовать скопировать манеру любимого художника.

Мне это увлекательное занятие, кроме морального удовольствия, помогает совершенствовать навыки в фотографии, ставить новые задачи и вносить разнообразие в творческий процесс.

Комментарии (0)

Купить журнал: