Худрук оркестра народных инструментов РТ с успехом опровергает мнение, что фольклор устарел – зал филармонии на его выступлениях полон, а готовящийся сентябрьский концерт в честь юбилея маэстро уже вызывает повышенный интерес зрителей.
Как будете отмечать круглую дату? Чем-то удивите публику?
Считаю, юбилей бывает только раз, в пятьдесят лет. Каждый следующий – репетиция сами понимаете чего. Можно принять как шутку, но я действительно не воспринимаю всерьез свои семьдесят. И отмечать ничего не хотел, долго сопротивлялся руководству, но знаю - есть зрители, которые хотят попасть на этот концерт. Поэтому, уходя в отпуск, уже продумал, как выстроить программу. Не думаю, что очень удивим - прозвучат «сливки» из золотого фонда нашего оркестра, сольные и ансамблевые номера. Главное - устроить праздник для слушателей.
Вы когда-нибудь считали, сколько произведений в репертуаре вашего оркестра?
Не меньше трех тысяч совершенно точно. У нас большая библиотека, ее основа – ноты, которые я лично приобретал на протяжении многих лет, в том числе, в центральных оркестрах - имени Осипова, радио и телевидения, других. А еще, поскольку приглашаем артистов разных жанров, то сами делаем под них аранжировки, переложения, готовим разнообразный репертуар и постоянно его расширяем.
А что не может сыграть оркестр Шутикова? Наверняка - джаз.
Ошибаетесь, на самом деле у нас есть и джазовые композиции. Для того, чтобы они звучали ярче, привлекаем духовиков – тромбоны, трубы, саксофоны. И публика с интересом воспринимает такую музыку, и молодежь оркестра с удовольствием ее играет.
Долго ли готовитесь к программам с участием звезд, как это происходит?
Кухня такая: уже сейчас спланированы все концерты на сезон, и на каждый заранее известны солисты. Я обсуждаю с приглашенными певцами, что наша публика хотела бы услышать в их исполнении, ориентируюсь на возможности вокалиста и, исходя из этого, составляю программу, чтобы она была динамичной, интересной, разноплановой. В жанровом отношении мы стараемся охватывать направления как можно шире – народная музыка и оперетта, классика и романсы, русская песня. С нами пели Леонид Сметанников, Зураб Соткилава, Иосиф Кобзон, Елена Образцова, Елена Молодцова, другие звезды российской сцены. Сезон закрывали с солистом Мариинки, знаменитым тенором Даниилом Штода, с которым дружим несколько лет. В этот визит вместе записали русские романсы на компакт-диски. Хотя артист был простужен, и мы подстраховались, честно сказали об этом на концерте. Самое интересное, когда Штода уезжал в аэропорт, то уже был совершенно здоров. Как-то приглашали Иосифа Кобзона, перед концертом у него был насморк, а после концерта прошел. Наш оркестр лечит, проверено не раз.
Почему музыка стала вашей профессией? Известно, что родились в маленьком городке, в рабочей семье.
Папа часто слушал по радио баянистов и захотел, чтобы я тоже научился так играть. Музыкальную школу закончил в родном Козельске, затем поступил в Поволжское музыкальное училище в Калуге, где преподавал выпускник Гнесинки Владислав Александрович Смирнов - талантливейший педагог, дирижер, воспитатель. Я играл в организованном им студенческом коллективе и учился дирижировать. Первый же опыт управления оркестром меня захватил. Затем была Казанская консерватория, во время учебы в которой я посещал практически все репетиции и концерты знаменитого Натана Григорьевича Рахлина, тогда возглавлявшего наш симфонический оркестр. А еще стажировался в Петербурге у того самого Ильи Александровича Мусина, который воспитал Темирканова и Гергиева.
Каждый ли музыкант может стать дирижером, какие качества для этого нужны?
Качеств очень много, в их числе - слух и чувство ритма, управленческие задатки в характере и эмоциональность. Не каждому все это дано. Понятно, есть набор неких навыков, как при обучении на любом инструменте. Важна постановка дирижерского аппарата и техники дирижирования, которая, кстати, индивидуальна. Но вообще, говорят, настоящий дирижер созревает лет в пятьдесят. Чтобы достичь глубины прочтения музыки, нужны жизненный опыт и своя философская линия.
Любопытно, у дирижера одна палочка или много, и есть какая-нибудь счастливая?
У меня палочек много, но одну, небольшого размера, особенно люблю. Ее подарили мне несколько лет назад в Германии, с тех пор с ней не расстаюсь. Хотя приобретал палочки в разных странах Европы, в Корее, но какие-то неудобные оказывались – то длина не та, то тяжелые. Так и лежат в ящике.
Музыканты суеверны? Есть у вас некий ритуал перед концертом?
Признаюсь – да, суеверны. Когда иду на концерт, желательно, чтобы первым на пути встретился мужчина. Черные кошки тоже входят в перечень примет. Но главное, у меня есть маленький иконостас моих родителей, перед выходом из дома всегда молюсь и настраиваюсь на концерт в одиночестве.
Часто юбилярам преподносят что-то, связанное с их хобби. Какой самый интересный подарок вам дарили?
Из вещей ничего выдающегося вспомнить не могу. А хобби у меня – музыка: это и профессия, и увлечение. Что бы ни делал, всегда голова занята – как лучше сыграть, программу интереснее построить, где такой-то диск достать, какое произведение аранжировать и так далее. Мечтаю, чтобы это продолжалось как можно дольше.
Оркестр народного артиста РФ, лауреата Тукаевской премии Анатолия Шутикова признан одним из лучших в России. Гастролировал в Австрии, Голландии, Германии, Болгарии, Южной Корее. Участвовал в фестивале оркестров народных инструментов в Италии, в Международном музыкальном фестивале «Ветер с Востока» в Португалии, завоевал Гран-при на Международном фестивале «Россия-Корея». Анатолий Шутиков был профессором консерватории, преподавал в институте культуры и искусств. |
Текст: Татьяна Лескова
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)