Побывав на двухдневном фестивале, Радиф Кашапов увидел в происходящем диагноз - Татарстан лишен многого. Он может восполнить это заезжими гастролерами, но вызовет ли это у местных желание сделать все самим? Насколько саднит в груди пустота?
Фестиваль «Дни уличных искусств» был собран силами фонда «Живой город» и центром современной культуры «Смена». Первый отвечал практически за все активности в Лядском саду, второй - в Эрмитаже, сквере Урманче, Фуксовском саду.
И поскольку о том, как радовались дети кукольному театру и кого возмущало исполнение песни «Күбәләгем», можно прочесть в Фейсбуке, попробуем вместо описаний посмотреть на фестиваль, как попытку поставить диагноз.
Итак, в Казани уличной культуры нет. Поэтому приходится привозить уличных кукловодов из других городов. И видно, что дети безумно радуются их появлению, будь то Владимир Нахимов с двойником по имени Антонио или музыкальные номера от Leo's marionette show. Должны ли появиться свои? То есть должен ли местный актер или энтузиаст, увидев происходящее, воспылать желанием выйти на Петербургскую? Или такого энтузиаста должна породить среда?
Уличных музыкантов, которых можно показывать не только туристам на Баумана и которые играют что-то, кроме Цоя, тоже нет. Правда, нет их и в других городах России. Поэтому Easy Winners Ragtime Band с их самодельными инструментами, экс-басист «Аквариума» Андрей Светлов или «Экипаж Молодость» с их приветом вышедшему в тираж soviet easy-listening смотрелись,как чья-то причуда. Но кого выводить-то?
Те же вопросы в отношении арт-проектов. В Лядском саду была представлена выставка плакатов, созданных дизайнерами после посещения музеев, мастер-классов и изучения местных событий. К счастью, половина художников была из Казани - и в этом плане выставка была самым местным явлением. Что она доказывала? Что наши могут делать интересные плакаты. Возможно, им тяжело порой избавиться от штампов, ведь они прожили с этой культурой всю жизнь. С другой - у приезжих, помимо внешних штампов, есть еще стереотипы - а это еще одно препятствие.
В сквере Баки Урманче было представлено два результата. Первый - кинопоказ по итогам резиденции режиссеров-документалистов на тему «Профессия экскурсовод». Участвовали в нем три автора. Один из идеологов самого проекта, казанец Михаил Колчин, взял чужое видео из Youtube, прорефлексировав на тему банальных травелогов от обывателей. Получилось, как минимум, смешно. Москвичка Наталья Касьянова, проведя несколько недель в поисках натуры, пошла в музей Благовещенского собора, где нашла фанатичных экскурсоводов, а также столкнула иноязычных туристов и примитивные туристические развлечения. Получилось и смешно, и драматично.
При этом еще один столичный автор, Арина Аджу, взялась за сложную историю, попытавшись снять Азимовскую мечеть. Фильм ее стоял из сцены молитвы, долгих кадров с водителем на парковке и началом ремонта. Очевидно, что в столь интересную тему (а Азимовская, с ее тяжбами вокруг дурной реставрации, местоположением в промзоне и прочим - дико важное явление) нужно погружаться глубоко. С одной стороны, повторимся, взгляд со стороны помогает. С другой - мешает отсутствие вовлеченности в среду. Но почему тогда в Казани никто такого не снимает? Темы - как на ладони.
Вторым проектом в Урманче стала рефлексия на тему Казани и Татарстана «КОНТУРЫ. СМЕНА Х RESEARCH_ARTS», проект молодых художников Школы Родченко и исследователей из проекта Department of Research Arts. И здесь также было видно, что авторы идут по верхам. Одних цепляет воровская романтика Кварталов, других - потемкинская натура татарских деревень, третьих - ура-патриотическая пропаганда новой Казани. Кто-то вовсе не приезжал в Казань, набирая информацию через Гугл. И это все легко критиковать, но где творцы, которые живут на этих Кварталах и могут вытащить темы такие, чтобы душа развернулась?
По-моему, любой фестиваль должен создавать среду. Рок-фестиваль дает большую площадку. Театральная лаборатория выдает инвестиции в актеров и репертуар. Фестиваль уличной культуры должен, по идее, породить уличных актеров, стрит-арт, новую музыкальную сцену и многое другое. И то, что, к примеру, делали новообращенные ученики латышского режиссера Виктора Янсона, выстраивая сцены и этюды в закоулках Лядского, давало надежду, что из этого нечто получится. И то, что дизайнеры (наши, наши) еще не раз удивят, если почаще давать им такую возможность.
А пока у нас есть готовый играть в парке «Пакет-театр», оркестр Sforzando, есть умение организовывать большие события, которые порадуют зрителя. Также они должны радовать и людей, которые хотят, чтобы Казань была не столько спортивной столицей, но городом свободной культуры. И тогда подобные Дни будут поистине казанскими.
Одним из таких локальных явлений была инсталляция на тему орнитологических изысканий Велимира Хлебникова. Буквы, показывающие птичье щебетанье, в ночь перед фестивалем покромсали неизвестные, взобравшись на трехметровую высоту. Автора, Ильгизара Хасанова, похоже, интересовал сам процесс вандализма. А мы отшучивались: «Ну, Ильгизар абый, хорошо, что в этом городе хоть что-то делает, пускай это и вандализм».
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)