В середине июля в рамках фестиваля «Искра» прошла резиденция плакатного дизайна. Дизайнеры из нескольких городов нарисовали плакаты для музеев, галерей, событий. Нам понравились эти работы.
Перед этим они изучали краеведческую Казань, слушали лекции о локальной визуальной культуре и посещали мастер-классы приглашенных дизайнеров из Польши и Швейцарии. Темы для плакатов художники выбирали сами.
Илья Овсянников (Казань)
Тема Мусы Джалиля не новая у нас, но она все время крутится вокруг — Великая отечественная Война, плен, Моабитская тетрадь, поэт-антифашист, герой Советского Союза. Тем же временем Джалиль — автор либретто номинально первой профессиональной татарской оперы Назиба Жиганова «Алтынчеч». Я решил сделать постер к этому либретто или, можно сказать, поэме. Почему? Например, потому что тут уже есть ответ на вопрос, задаваемый порой даже казанцами: «Почему, вдруг, наш театр оперы и балета носит имя Джалиля, а не Нуриева, например?». Еще это произведение на основе фольклора татарского народа, таких сказок и легенд, как сказок «Алтынчеч», «Золотое перо» и эпоса «Джик-Мерген». Оно так же и патриотическое, как и все связанное с Джалием, рассказывающее о борьбе болгар против угнетения и насилия. Одна из первых попыток раскрыть историческое прошлое татарского народа в литературно-художественном произведении. В основе постера - финальный кадр из телеверсии оперы, снятой Казанской телестудией в 1972 году. Вернее даже не оперы, а теле-либретто, потому что это такой, минут на 17, музыкально-художественный спектакль внутри документального фильма о Назибе Жиганове (не знаю, может и полная версия где-то есть). В кадре - момент, когда Джик-Мерген победил монгольского великана-богатыря Кулупая и хана с его войском, он подходит к освобожденной Алтынчеч и отдает ей свой меч, девушка поднимает его на вытянутых руках вверх над стенами города. Звучит гимн освободителям — Джик-Мергену и Алтынчеч.
Татьяна Печенкина (Москва)
Решение о том, что я буду делать плакат про Арбузовых, появилось практически сразу после посещения музея. Перед началом экскурсии нам сразу сказали, что этот дом примечателен не только тем, что здесь жили выдающиеся химики и академики Арбузовы, но, главным образом, тем, что в этом доме сохранена вся обстановка, что была при их жизни, в том числе, и предметы быта. Кстати, было несколько удивительных и забавных вещичек, вроде масленки-омара или самодельной сигнализации. Еще присутствовало ощущение бесконечности, будто ты ходишь из комнаты в комнату по кругу. Вот каким-то таким образом, я и пришла к визуальному образу своего плаката. Мне не очень-то хотелось, чтобы его месседжем была информация о том, что Арбузовы - очень крутые химики и так далее, хотелось, чтобы плакат приглашал посетить этот дом. Отсюда и появилось это трехмерное изображение комнаты с ковриком, чтобы зритель мог сразу как бы очутиться в этом доме и ему захотелось шагнуть дальше, пройти в следующую комнату, параллельно узнавая, кто же такие эти Арбузовы. Ну а с цветами постера было все просто. Красный и зеленый - цвета арбуза.
Ксения Ермакова (Москва)
Музей привлек как самой историей Каюма Насыри, его делом жизни, так и очень замечательной и интересной подачей этой информации слушателям экскурсовода. Меня очень вдохновили его идеи, и желание, грубо говоря, убрать, минимизировать границы, размыть (как я это для себя понимаю). Идея плаката — в новой письменности - объединенной татарской кириллический и татарской арабской. Конечно, она не претендует на точность или на место нынешней письменности, но таким образом мне захотелось «продолжить» его идеи. Уже в своем понимании, но вдохновляясь Каюмом Насыри.
Александр Богатов (Ижевск)
Идея для постера о Шаляпине пришла во время посещения музея. Шаляпин — крутой парень, и музей показывает его как интеллектуала, талантливого, трудолюбивого певца, драматического актёра. Однако в музее напрочь отсутствуют эмоции актера и характер балагура. Тогда было решено интерпретировать личность Шаляпина в сюрреалистичном стиле с применением коллажа. добавим соли с помощью цитаты из автобиографии, и плакат готов. Забавно, что когда сделал плаката, выяснилось, что музея не существует. Существует выставка в рамках музея Горького. Ну, ничего, переправил.
Александр Богатов (Ижевск)
Мы должны были выбрать из 20 мероприятий только одно, чтобы успеть сделать вовремя. Поэтому я быстро пробежался по списку, выбрал волнующие темы, отфильтровал еще раз. В итоге, моя любовь к чтению и поэзии сделала выбор в сторону Цветаевских чтений. Мне нравится подчеркивать в своих работах скрытые и очевидные вещи. Так произошло и с этим фестивалем. Фамилия поэтессы подсказала нужное направление. Простая цепочка ассоциаций: Цветаева, цветы, цвета, нежность, женственность, цветы лезут из ее стихов. Плакат получился в виде книги, которая посвящена всем Цветаевским фестивалям. Номера страницы- номера фестивалей. Одна из участниц выбрала эту же тему, но у нее получилось придать плакату более мужской, мрачный характер. Такие разные взгляды вышли у нас на одно и тоже событие.
Ольга Ковалева (Москва)
Это мероприятие меня заинтересовало, потому что во время резиденции плакатного дизайна мы видели за три дня большое количество разных экскурсоводов: по характеру, по манере повествования и по отношению к музею, в котором они работают. и мне стала интересна эта тема. Я узнала о проекте резиденции режиссеров-документалистов и решила сделать для них плакат. Хорошо, значит, честная история. Я мучалась с плакатом неделю, пошла выпить с друзьями, долго их расспрашивала какие у них ассоциации с экскурсоводом. Начали шутить про Ленина, вот и получилось.
А вот поэтическая версия событий: долго ломала голову, как объединить видео съемку и профессию экскурсовода. Захотелось передать перспективу видео кадра и шаблонного образа экскурсовода. Поэтому решила для себя, что обязательно должен фигурировать зонтик, как легкосчитываемый символ экскурсовода. Типографика выбиралась, которая бы объединяла советский стиль и стиль туристических открыток.
Валерия Цинк (Набережные Челны)
Я выбрала тему «Свияжская уха», так как ранее принимала участие в одноимённой выставке с работами в технике линогравюры. Захотелось продолжить работу с этой темой в другой технике, переосмыслить ее. Иностранные лекторы, приезжавшие на резиденцию, показывали много плакатов, где использовался леттеринг. Вдохновившись их работами, я решила тоже попробовать создать что-то рукописное. Так появился плакат гастрономического фестиваля в Свияжске.
Посмотреть на эти и другие плакаты можно в Лядском саду - выставка пройдет в рамках «Дней уличных искусств» 13-14 августа.
Комментарии (0)