Известный график и живописец, лауреат премии Баки Урманче, стала активной участницей казанского проекта «Арт-Мост» в Казани, Самаре и Альметьевске, а сейчас представила совместную выставку с Анной Федоровой.
Что покажете на юбилейном вернисаже?
Выставка будет посвящена моей недавно ушедшей маме. На ней планирую представить семьдесят семь произведений – по числу земных маминых лет. Сейчас идет отбор работ. А одна из моих персоналок была к столетию бабушки, называлась «Яблочный сказ».
Чувствуется, вы трепетно чтите свои корни. Изучали историю семьи?
Не просто изучала – очень горжусь своими предками, чувствую с ними связь даже на уровне творчества, как будто они через меня говорят. Один из них, прадед с маминой стороны, Николай Александрович Воронцов в конце позапрошлого века был направлен из Астрахани в Казанскую Духовную Академию и со временем стал настоятелем Петропавловского собора. Еще настоятелем храма Ярославских чудотворцев был прапрадед Александров, родом из Нижегородской губернии. Из Тамбовской губернии приехал другой прадед - отец Николай (Троицкий), служивший в Зилантовом монастыре и в 1937 году расстрелянный. Кстати, когда меня увидел двоюродный брат моей бабушки, то воскликнул: «Как же ты похожа на отца Николая!» Для меня это огромный комплимент. Отец мамы был священником, погиб во время войны. А мама и папа рабочие, так что я - из пролетарской семьи в первом поколении.
Закономерный вопрос – почему стали художником, хотя выросли в иной среде?
Само собой сложилось. Однажды увидела объявление о наборе учеников на дверях художественной школы. Пошла и написала заявление, и лишь потом спросила у мамы, сможет ли она вносить за меня плату - чисто символическую, рубля три. Почувствовала - это мое. Еще больше укрепилась в правильности выбора в училище. У нас там были хорошие преподаватели, особенно Александр Петрович Слесарский, сказавший как-то поразившую меня вещь: внутренний мир предмета можно передать визуально. Оказалось, мне это дано.
Что именно приходит к вам от предков – сюжеты, мысли, состояние?
Точно сформулировать не могу, наверное, схожее миросозерцание. Единственный сюжет, который мне четко навеяли предки – офорт с изображением семейной пары. Когда училась в Академии художеств в Петербурге, увидела в библиотеке барельеф «Воздвижение». Сняла с него кальку и лет через десять сделала офорт. А совсем недавно сопоставила старинную фотографию семьи Троицких - моих прабабушки и прадедушки, и обнаружила поразительное сходство с офортом.
Не было желания остаться в Петербурге?
Нет и еще раз нет: чтобы там просто прожить, нужно столько сил тратить, это высасывает. А в Казани база была: родители, квартира. И бабушка – я бабушкин ребенок. Мне тут хорошо, самой себя хватает. Для общения фейсбук есть. А в Петербурге скоро планирую побывать. Недавно узнала: брат моей прабабушки – епископ Анастасий Александров был последним ректором Петербургской духовной академии и похоронен в Лавре. Съезжу туда, возложу цветы. Про Москву вообще не говорю – тяжелый для меня город. Видимо, и в этом сказывается влияние предков – я келейный человек.
Есть любимые мотивы, сюжеты?
Конечно, мои «фамильные» антоновские яблоки. Бабушка у меня родилась на Яблочный Спас, и у меня фамилия яблочная – Антонова. Пишу их с удовольствием для себя, по заказу, на подарки.
Как ощущаете себя в условиях казанского арт-рынка?
Когда вернулась из Питера, был 1994 год, и этим все сказано. Но, несмотря на внутренний раздрай, ощущала: нужна как художник - судьба меня вытащит. Что подтверждалось не раз. Например, в том же 1994 году ко мне пришли из академической мастерской Хариса Якупова и спросил: не хотите ли к нам? Хочу! То же с продажами. Музей приобретает, теперь вот «Арт-Мост» появился. Проект мне сразу понравился: видно, люди не просто денег решили заработать, а искренне заинтересованы в продвижении искусства. К тому же издатель журнала «КЗН.Собака.ru» Диляра Байчурина и куратор проекта Рая Сардаева сразу «подкупили» меня каталогом выставки.
Оживит ли «Арт-Мост» рынок Казани?
На какое-то время точно, а надолго ли - посмотрим. Но если ничего не делать – увязнем в болоте. Меня, во всяком случае, проект сильно взбодрил. Когда знаешь, что пишешь работу и она уже востребована – это ж другое дело и в материальном отношении, и психологически. Хорошо и то, что появляются новые имена. Одно время была такая пустота сзади – ощущение, что наше поколение последние художники в Казани.
Какие у вас интересы в жизни, кроме живописи и графики?
Читать люблю. Как-то лет пять назад почти год практически не вылезала из библиотеки Зилантова монастыря. Мне повезло: музей купил работы за большую сумму, которую растянула на много месяцев - мне мало денег надо для еды. Что касается творчества – хорошо, если работы продаются. Если нет - все равно буду красить. Это мое ремесло, и свой дар я должна отрабатывать.
Ирина Антонова считает себя, в первую очередь, графиком. «Я мыслю офортом, а цвет мне не очень-то важен, - признается она. – Главное это идея, внутренний смысл вещей. Иногда даже сформулировать его не могу, но интуитивно чувствую. Есть несколько работ, на которые смотрю не как на свои, а отстраненно. Например, на серию офортов «Притчи Земли Северной» - мой диплом в Академии художеств. Это моя гордость, и выше я редко когда прыгала». |
Текст: Татьяна Лескова
Фото: Юлия Калинина
Адрес: Казанская Ратуша, галерея «Окно», ул. К. Маркса‚33.
Время работы: вторник - воскресенье, 10.00 - 19.00
Instagram okno.gallery
Комментарии (0)