Светомузыкальная машина «Кристалл» легендарного НИИ «Прометей», возрожденная и представленная международным проектом в «Смене» - начало нового витка интереса к казанской светомузыке. Мы обратились к архивам.
НИИ «Прометей», детище профессора Булата Галеева, начав работу в 1962 году в виде студенческого бюро, дорос до научно-исследовательского института, который занимался светомузыкой. Инструмент «Кристалл» - их ранняя разработка. Среди их видных проектов - первое в России исполнение «Прометея» Александра Скрябина и «Аллилуйи» Софьи Губайдуллиной, «Малиновый звон» Спасской башни Казанского Кремля, компьютерное преобразование графических структур в музыкальные, вроде «Поющего шамаиля».
Воссоздал и переосмыслил «Кристалл», внешне похожий на светящийся куб, начиненный лампочками, меняющий окраску, в зависимости от музыки (и в итоге меняющий и саму музыку) коллектив из США и России. На сцене это три человека. Питер Кирн, основатель сайта о креативных технологиях createdigitalmusic.com, преподаватель The City University of New York Graduate Center, медиахудожник и журналист. Российский мастер синтеза Дмитрий Морозов, он же ::vtol::. А также звукорежиссер Юлия Глухова. Как признался Кирн, они не ставили задачей воссоздать прошлое (теперь к инструменту подключены компьютеры), к тому же такие инструменты гораздо интереснее современных - и они только начинают понимать, как с ним работать. Вместе они провели перфоманс «Синестетическая симфония».
|
Анастасия Максимова, руководитель творческого объединения «Прометей»
|
«Так появился уникальный светоинструмент «Кристалл» (конструкторы - Булат Галеев, И. Галиуллин, Р. Даминов, А. Салахиев, Р. Сайфуллин и другие). Он представлял собой октаэдр с кубом внутри из матового оргстекла. Внутри куба располагался еще один октаэдр, на котором размещены 168 ламп накаливания, окрашенных в четыре цвета (красный, желтый, зеленый и синий ). Для управления им имелся специальный небольшой пульт с маленькими квадратиками клавиш. Свет мог заливать весь восьмигранник и куб, перемещаться, перекачиваясь в разных направлениях. Особенно впечатляла специально предусмотренная большая амплитуда динамики света: от едва настороженно брезжущего до ослепительно яркого, когда октаэдр был похож на большой сверкающий драгоценный камень. Потому и получил название «Кристалл».
В концертах 1965–1967 годов на этом инструменте исполнялись эпизоды «Величание избранной» из «Весны священной» Стравинского, пьеса электронной музыки «Слезы» Александра. Немтина, фортепианные пьесы «Темное пламя» Скрябина и «Структуры» Пьера Булеза, электронная пьеса «Космос» Эдуарда Артемьева, «Фейерверк» Клода Дебюсси... Экспериментировали, сочетая свет с необычными тембрами – колоколов («Ростовские звоны»), органа (пьеса Пахельбеля), музыки народов острова Суматра и так далее. Где бы ни проводились концерты (в залах Казани или Москвы, например на ВДНХ СССР), исполняемые на «Кристалле» светомузыкальные произведения всегда воспринимались зрителями тепло, живо, заинтересованно.
Поскольку в музыкальном произведении происходит развитие всех элементов музыкальной ткани – мелодии, гармонии, тонального плана, фактуры, тембра, метроритма и другого, логика всех этих изменений должна находить свое отражение в целенаправленной трансформации рисунка «визуальных» тем, их фактуры, цвета, размера, скорости движения и тому подобного. Именно «Кристалл» позволял за счет своих необычных технических возможностей визуализировать большинство этих элементов.
Реконструкция этого аппарата и модернизация пульта управления это не только сохранение уникального объекта, но и зрелищная пространственная световая инсталляция, которая в руках виджея (художника по свету) может создавать необычные картины, соединяя свет и музыку в единый художественный образ. Освоение этого электронного чуда- дело будущего. Первым исполнителем после возрождения этой синестетической машины стал автор реконструкции - vtol: Дмитрий Морозов, московский художник, который создает технологичные объекты, соединяя цифровым управлением всевозможные предметы, переосмысливая обыденное, наделяя свои произведения своеобразным «машинным духом», порою неподвластным человеку. В отличие от большинства его работ в «Кристалле» ведущее место занимает исполнитель-художник, сочинитель световой партии, работающей в унисон с исполнителем-музыкантом. Такое единство между исполнителями, с одной стороны, близко по духу экспериментам с машинами начала 60-х годов прошлого века, с другой, выводит это взаимодействие на более высокий цифровой, компьютеризированный уровень».
|
Наталья Фукс, куратор
|
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)