В Центре «Эрмитаж-Казань» проходит выставка «Итоги всех веков». Эпоха Историзма в России 1820-1890 годы». Здесь представлено более 850 произведений искусства из собрания Государственного Эрмитажа. Это картины, скульптуры, посуда, костюмы, украшения, мебель. То, что мы сейчас воспринимаем как шедевры, составляли быт аристократии и купечества того времени. В общем, выставка из разряда «вот люди жили». Ходить по ней можно часами и, тем не менее, многого не заметить. Чтобы посетители не утонули в этом океане роскоши, «Собака.ру» составила топ-10 экспонатов, на которые непременно стоит обратить внимание.
![Чернильный прибор «Руслан и волшебная голова», 1884 год. С.-Петербург, скульптор Е.А. Лансере. Бронза, дерево, ткань, литье, чеканка, патинирование](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/73/_normal.jpg?v=1416575226)
Чернильный прибор «Руслан и волшебная голова», 1884 год. С.-Петербург, скульптор Е.А. Лансере. Бронза, дерево, ткань, литье, чеканка, патинирование. Вот так оригинально автор увековечил в бронзе поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Шлем волшебной головы откидывается и превращается в чернильницу. Красиво, стильно, функционально. Пожалуй, такой прибор мог вдохновить на сочинение стихов и сказок.
![Веер складной из Германии. 1840-е годы. Чугун; литье. Длина 19 см. Трудно удержаться и не перефразировать известную присказку из «Нашей Раши](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/70/_normal.jpg?v=1416575220)
Веер складной из Германии. 1840-е годы. Чугун; литье. Длина 19 см. Трудно удержаться и не перефразировать известную присказку из «Нашей Раши»: «Немецкие дамы были настолько суровы, что обмахивались чугунными веерами». На самом деле суровыми были не дамы, а времена. Мода на чугунные аксессуары и украшения в готическом стиле возникла в период антинаполионовских войн 1813–1814 годов. Тогда многие аристократки жертвовали свои драгоценности на возрождение прусской армии. Взамен берлинские ювелиры стали изготавливать веера, серьги, браслеты и ожерелья из чугуна. По изяществу они не уступали золотым и серебряным изделиям. Но легкими, при всей искусности, мастера их сделать не могли. Если бы, кто всерьез решил обмахиваться чугунным веером, то вспотел бы, а не освежился. Мало того, что он тяжелый, так пластины еще, в силу специфичного материала, не направляли потоки воздуха.
![Кукла в национальном русском костюме. Москва, конец XIX века. Фарфор, мастика, ткань, стекло, бисер, шитье. Эта румяная девочка в кокошнике помнит](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/74/_normal.jpg?v=1416575228)
Кукла в национальном русском костюме. Москва, конец XIX века. Фарфор, мастика, ткань, стекло, бисер, шитье. Эта румяная девочка в кокошнике помнит руки великих княжон Марии и Анастасии Романовых, младших дочерей Николая II. Игрушка находилась в детской половине Александровского дворца. Наряд у куклы соответствует веяниям того времени – царила мода на русский стиль. И члены императорской семьи сами любили нарядиться в княжеские и царские одежды XVII веков. Благо гардероб у них был с богатой историей.
![Игральные карты «Shakespeare-Spielkarte, Whist No 192». Германия, Франкфурт-на-Майне, фабрика игральных карт Б. Дондорфа. 1895–1903 годы. Эта колода](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/76/_normal.jpg?v=1416575232)
Игральные карты «Shakespeare-Spielkarte, Whist No 192». Германия, Франкфурт-на-Майне, фабрика игральных карт Б. Дондорфа. 1895–1903 годы. Эта колода заинтересует, скорее, не любителей азартных игр, а ценителей зарубежной литературы. На картах изображены персонажи драм Шекспира. Автор оригинальных эскизов английский художник-иллюстратор Джон Генри Фредерик Бэкон. На выставке же мы видим карты уже переизданные в Германии. В колоде их 52 штуки, для воплощения основных шекспировских героев вполне достаточно. Произведения подразделяются по мастям. Пики – «Гамлет», червы - «Генрих V»,трефы – «Ричард III» и «Как вам это понравится», бубны - «Генрих VIII». Все персонажи одеты в костюмы эпохи Ренессанса.
![Кресло. Санкт-Петербург, мастерская А.Ф. Стремборга. 1870-е года. На этом резном дубовом кресле, напоминающем трон, сиживал Александр III в своем](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/80/_normal.jpg?v=1416576128)
Кресло. Санкт-Петербург, мастерская А.Ф. Стремборга. 1870-е года. На этом резном дубовом кресле, напоминающем трон, сиживал Александр III в своем кабинете в Аничковом дворце. Выполнено оно в русско-византийском стиле. Кресло увенчано императорской короной, а вот на спинке изображены два петуха, а вовсе не герб, как может показаться, сначала. Такая вот стилизация, с юмором. Но самое интересное, что в это произведение искусства вмонтирован механизм, который позволяет его вращать и раскачивать назад-вперед. В общем, офисный стул и кресло-качалка в одном флаконе.
![Плевательница из Малинового будуара Зимнего дворца, 1853. По рисунку Г.Э. Боссе. В наше время плевательницы ассоциируются только со стоматологическим](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/72/_normal.jpg?v=1416575224)
Плевательница из Малинового будуара Зимнего дворца, 1853. По рисунку Г.Э. Боссе. В наше время плевательницы ассоциируются только со стоматологическим кабинетом. Между тем в XIX веке они были частью бытовой обстановки. Представляли собой металлическую емкость с тонким вертикальным стержнем. Крышка открывалась при нажатии на стержень. Впрочем, узнать плевательницу в изящном позолоченном изделии, представленном на выставке не так просто. Она выполнена в форме морской раковины, а ручка «замаскирована» под перевитый стебель растения.
![Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1850-1860-е годы. Этот экспонат приведет в восторг любую](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/77/_normal.jpg?v=1416575234)
Чайный сервиз-«натюрморт» на две персоны. Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1850-1860-е годы. Этот экспонат приведет в восторг любую современную домохозяйку. Правда, поначалу, посуда в фарфоровой горе овощей и фруктов не угадывается. Выдают ее едва заметные крышечки. Тыква выполняет роль чайника, ананас – сахарницы, а груша – сливочницы.
![Каминные часы. Франция, 1830–1840-е годы Золоченая бронза, латунь, сталь. Сейчас трудно сказать, насколько точно они показывали время, но в чем нет](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/75/_normal.jpg?v=1416575230)
Каминные часы. Франция, 1830–1840-е годы Золоченая бронза, латунь, сталь. Сейчас трудно сказать, насколько точно они показывали время, но в чем нет сомнений - все пропорции и архитектурные элементы готического собора здесь соблюдены с высокой точностью. Башенки-пинакли, розетки, крестоцветы, богато украшенный барельеф. Воплощать в часах знаменитые католические храмы в этот период было довольно модно. У многих дворян на каминах тогда красовались Руанский, Реймский, Страсбургский соборы, и, конечно же, Нотр-Дам-де-Пари.
![Пресс-папье в форме женской кисти. Санкт-Петербург. Конец 1830-х – начало 1840-х годов. Малахит, мозаика, бронза, литье, шлифовка, гравировка](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/71/_normal.jpg?v=1416575222)
Пресс-папье в форме женской кисти. Санкт-Петербург. Конец 1830-х – начало 1840-х годов. Малахит, мозаика, бронза, литье, шлифовка, гравировка, золочение. Это один из самых изящных экспонатов выставки. Относится он к числу личных вещей Николая I и его супруги Александры Федоровны. Рассматривать его следует долго и внимательно. Уж очень тонкая работа, многие нюансы можно не заметить. Кисть держит медальон, на крышке которого изображен букетик незабудок. На среднем пальце - кольцо с камнем. А запястье украшает браслет с крупным бриллиантом-десятигранником. Но и это еще не все. Под драгоценным камнем прячется пружина, обеспечивающая кисти подвижность. Кто знает, какие документы доверяли этой «руке»...
![Кресло из Малахитового зала Зимнего дворца. Мастерская братьев Гамбс, 1830 год. Да-да, это та самая мастерская, где были «изготовлены» «Двенадцать](https://static.sobaka.ru/images/image/00/54/10/79/_normal.jpg?v=1416576126)
Кресло из Малахитового зала Зимнего дворца. Мастерская братьев Гамбс, 1830 год. Да-да, это та самая мастерская, где были «изготовлены» «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова. К слову, знаменитая гамбсовская мебель удостаивалась «продакт-плейсмента» и раньше, в произведениях Пушкина и Тургенева. Но вернемся к экспонату. Золоченое обитое шелком кресло – образец парадной мебели в стиле ампир. Оно является частью гарнитура, созданноо для Яшмовой гостиной императрицы Александры Федоровны в 1830 году. Автором проекта стал модный тогда в России французский архитектор Огюст Монферран. По просьбе императрицы в ножки кресла вмонтировали миниатюрные колесики. У гарнитура непростая судьба – в 1837 году в Зимнем дворце произошел пожар, но его спасли из огня. Позже архитектор Александр Павлович Брюллов на месте Яшмовой гостиной создал Малахитовый зал, где вновь обосновалась гамбовская мебель.
Тихон Мишкин
Комментарии (0)