29 октября в основном галерейном пространстве Центра современной культуры «Смена» открылась выставка «Василий Григорьев. К 100-летию со дня рождения художника», организованная совместно с Пермским музеем советского наива. Выставку классика отечественного наива представила в Казани искусствовед, специалист по наивному искусству, Ольга Дьяконицына, которая рассказала о жизни и творчестве художника, а также ответила на вопросы присутствующих.
О жизни Василия Григорьева
Художник родился в 1914 году в городе Киржач Владимирской области, в дворянской семье. Его семья пострадала в сложные для российской истории годы и бедствовала. Поэтому картины Григорьева, которые он продавал на рынке, буквально помогали жить. Хотя впоследствии продолжал рисовать и продавать - даже когда отпала финансовая необходимость. Первую самостоятельную картину для продажи Григорьев написал в тринадцать лет. После окончания семилетней школы он уехал в Москву. В 1930 году окончилФЗУ по специальности «кузнец».
1990-е годы для Василия Григорьева стали знаковыми. Торгуя своими картинами на Арбате, он стал общаться с коллекционерами, искусствоведами, профессиональными художниками. По совету заказчиков, художник начинает писать на холсте. Ранее рисовал на ватмане и мог за вечер сделать до 6 работ.
Василий Григорьев с конца 80-х годов принимал участие во всех крупных выставках наивного искусства. Его работы были представлены на Международной выставке наивного искусства INSITA в Братиславе (Словакия). Работы находятся в Государственном российском доме народного творчества, музее-заповеднике «Царицыно», Музее наивного искусства в Москве, частных коллекциях в России и за рубежом. В 1994 году состоялась его первая персональная выставка в галерее «Дар». К сожалению, в том же году он скончался.
Об истоках творчества и основных мотивах
Мама художника была заведующей библиотеки, поэтому он проводил много времени, просматривая и копируя с открыток и журнальных репродукций картины художников, где изображалась природа и сцены народного быта. Живопись берет свое начало от народной картинки — лубка. Григорьев, конечно, видел эти картинки на ярмарках. Он был «насмотрен» и на профессиональную живопись в том числе, но это не испортило его. Григорьев стремился рисовать полнокровную жизнь в близости с природой, которой хочется жить. У Григорьева существовал конкретный ориентир — эталон красоты. Это радостная, привольная, чистая, хлебосольная жизнь. К тому же несмотря на то, что он был из дворянской семьи, он видел и хорошо знал крестьянскую жизнь и быт, в которой нет посторонних идей и задач, а все по-простому логично. Именно такой правде он был верен всю жизнь с присущей ему как большому романтику силой, которым он оставался всегда.
О художнике-наивисте
Термин «наивист» как и все термины очень условный. Считается, что наивный художник — это тот, кто не имеет профессионального образования и занимается творчеством только по наитию и внутренней необходимости. Наивистов часто путают с самодеятельными художниками, но это разные понятия. Самодеятельного художника отличает желание писать, как профессионал, т.е. он ходит в студии, изучает литературу, у него есть ориентиры в виде условного Шишкина или Крамского, которым он сознательно подражает. Наивный художник не хочет быть как другие, он хочет оставаться самим собой вне ориентиров, самостоятельно вырабатывая собственный пластичный художественный язык, который, к слову, на протяжении творческой жизни практически не меняется. Наивному художнику не присуща рефлексия над собственной формой и методом письма. Его манера — это то, что он выработал и то как он может.
О советском контексте
Казалось бы, наив существовал в контексте устоявшегося соцреализма, который приветствовал подобные темы: изобилие, урожайность и т.п. Однако наивисты писали только о своем. Мы не можем сказать, что темы наивистов являлись «народным» ответом снизу на диктуемый соцреализмом оптимизм. Этот оптимизм все больше был на страницах официальной печати. В обычной жизни этого не было, все справлялись в одиночку. Потому они писали не ту жизнь, которой жили, а мечту. Наив — всегда взлет над реальностью в мир вдохновляющей, даже умиляющей красоты.
О зрителях
Наив нравится и детям, и взрослым. Возрастных ограничений нет. Люди, воспитанные в академической среде говорят: «Что это за мазня и хулиганство?». Подобный возглас имеет право быть, но нужно сказать, что писать, как талантливые наивы, сложно. Нужно иметь не только желание, но и мир внутри, который ты можешь выплеснуть в таком творчестве, и он будет интересен другим. Открытые люди с большой радостью рассматривают картины Григорьева. Более открытые художники также смотрят с интересом и ищут возможные открытия. А наивные художники, даже если делают какие-то художественные открытия, этого не сознают и только профессионалы могут выявить это своим глазом.
«Топ-5» отечественных наивистов от Ольги Дьяконицыной
Комментарии (0)