В субботу пройдут показы эскизов лаборатории «Свияжская АРТель» - на тему острова рефлексируют драматурги, режиссеры и актеры. Отвлекая основателя «театра post» от работы, наш сайт попросил показать заветные места.
Происходит все сугубо по-журналистки: в рабочий полдень мы будим Волкострелова и мягко напоминаем, что он согласился выступить нашим гидом. Вокруг обозревают окрестности актеры, которые будут участвовать в его постановке. Вообще, текст должен быть писать Павел Пряжко, любимейший режиссером автор, мастер естественной речи (подростковой, гопницкой, офисной - неважно).
Но он не прибыл («Паша домосед», - сообщает Волкострелов) и вся ответственность за материал легла на режиссера. Как и в «театре post», идею может подать любой, благо, в его команде все люди - не казанские, лишенные каких-либо стереотипов о Свияжске. «У нас пока ничего нет, пустота. Мы просто шляемся по острову, пытаемся найти что-то. Все актеры в первый раз здесь. И, как правило, у них складывается верное первое впечатление. Потом они начинают копаться, изучать. Почему я значусь режиссером? Потому что кому-то надо принимать последнее, окончательное решение», - спокойно говорит главный, у которого осталось четыре дня до показа.
Первым делом команда идет от отеля «Свияга» c его символом - дядей Сашей - к «сиплому псу»: во двор с лодками, кирпичным домом и грустно воющей собакой. Все устраиваются на поленнице, тут же появляется мужчина с голым торсом и мягко интересуется, чего это нам всем тут надо. Уяснив, что всего лишь кадр, удаляется. А команда Волкострелова в моей голове получает название «ВИА "Сиплый пес"».
Главный усаживается у дверей закрытого музея гражданской войны и сворачивает папиросочку. Его усато-бородатый вид прекрасно сливается с общим спокойствием вокруг. Вообще, Свияжск - место-оксюморон. Остров, но полуостров. Уединенный, но туристический. Христианский, но связанный с психлечебницами и расстрелами.
«C Петербургом у Свияжска общее то, что там и там очень много людей. Это туристические места. Иногда мне кажется, что их слишком много, возникает некий дисбаланс между пространством и количеством. Поздно вечером здесь хорошо, куда-то все расходятся... Я пока что человек, изучающий пространство. Я получаю публичное уединение. В остальном здесь все хорошо - воздух, ветер. И пространство - оно же прекрасно!».
Он рекомендует сесть на лавочку. Садимся и смотрим на речной вокзал. Рядом возводят на месте археологического раскопа «Татарская слободка» Музей археологии дерева, причем крыша у него будет земляная. В этом месте с XVI века строили татарские дворы. Свияжск становится все более неоднозначным.
«Вторник - почему они все не на работе?», - Волкострелов морщится на туристов. Мы движемся вдоль берега, мимо школы, административных зданий, в опасной близости от «Ленивого торжка», где суровые кузнецы морщатся на редакторское поло с надписью «Болгар» - движемся в сторону Иоанно-Предтеченского монастыря, где фотограф делает особенно пафосные кадры. К слову, в отличие от Успенского, этот всю свою историю прожил достаточно счастливо и не потерял ни одного храма. Доминантному зданию острова, собору в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость», на фоне которой идет фотосессия, в этом году будет 110 лет.
«Говорят, их выпускали на волю, и они ходили по острову», - говорит режиссер, вспоминая истории о местной психлечебнице. Фотограф добавляет: «Говорят, когда их расселили по другим больницам, они не прожили и года. А еще когда был день стирки, то по всему острову висели смирительные рубашки».
Далее ноги и необъяснимое несут нас в сторону церкви Константина и Елены, чей деревянный прообраз был возведен еще в 1551 году. Дмитрий, да и все остальные что-либо снимать внутри не хотят и по привычке ищут уединения.
В итоге мы вновь оказываемся у музея - его открыли для съемочной группы. Волкострелова внутри двухэтажного дома Медведевых-Бровкина привлекает знак «Друг детей», а нас - надписи на трех языках и стоящая у окна, рядом с фигурой Троцкого, Лариса Рейснер, тогда комиссар Морского Генерального штаба, политработник Волжской флотилии. Что называется, человек интересной судьбы - поэт, писатель, любовница Гумилева и члена Исполкома Коминтерна Льва Радека, секретарь Луначарского, а позже - участник советской дипломатической миссии в Афганистане.
Спрашиваем про общение с жителями - вот его коллега Юрий Клавдиев, написавший за ночь три монолога (один из которых обещал отдать на публикацию), как журналист, вступал в диалоги с местными: «Мне не хотелось бы... Ни к чему вторжение. Я и себя, и их берегу. Вообще, они очень незаметны, местные жители. Они растворяются в толпе, и мне кажется, что они сидят дома, чтобы не ходить в толпе».
После следует обязательное поедание оладушек. В лавке с квасом происходит разговор между приезжим и продавцом, в памяти он остается сплошь в вологодских акцентах:
- А скажи-ка, хозяюшка, ходят ли к вам пароходы не из Казани?
- Покуда нет, но скоро земснаряды углубят дно.
- Вот тогда вы и заживете!
- Почему, у нас и так туристов хватает!
- А где вы сами живете? Видимо, не здесь? - вмешиваемся мы.
- Почему, здесь, просто у меня место тихое.
- А где оно?
- Так я вам и сказала.
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Показ эскизов: 30 июля, 13.00-18.00. Вход свободный. Билеты на автобус «туда-обратно» - 150 рублей: надо зарегистрироваться по ссылке https://zhivoygorod.timepad.ru/event/352312
13.00 и 15.00 – «Единственный берег», эскиз Романа Феодори по текстам Юрия Клавдиева. Место:
15.00 и 17.00 – «Свияжское время», эскиз Регины Саттаровой по текстам Павла Полякова. Место: дебаркадер Свияжского центра водного туризма у кафе «Рыбацкое подворье».
12.00-18.00 – «Места которые», эскиз Дмитрия Волкострелова. Место: 5 локаций по всему острову (зрители получат карту-гид по эскизу).
Кроме того, в зале для собраний музея Свияжска пройдут показы документальных фильмов Алексея Федорченко и творческая встреча с кинорежиссером.
13.30 - документальный короткометражный фильм «Банный день».
14.40 - документальный короткометражный фильм «Давид».
Комментарии (0)