Завтра начнутся показы эскизов театральной лаборатории «Город Арт-подготовка». «Собака» посетила почти все репетиции: поиграла на гитаре, сфотографировалась с пластиковым мячом, изучала русско-итальянский, смотрела на актеров, играющих актеров.
Первая репетиция в «Углу» закончилась, но ради сайта актеры начинают проигрывать отдельные моменты заново, вклинивая импровизацию. Режиссер эскиза «Как я стал…» Павел Зобнин безмолвствует. Хотя материал ему должен благоволить – он уже ставил Ярославу Пулинович, включая «Бесконечный апрель» и эскиза на лаборатории «Свияжск АРТель» на основе писем жителей Свияжска начала XX века.
Пока фотограф щелкает актеров на фоне белой стены, корреспондент на пятиструнной гитаре играет Radiohead. Но это реквизит, на нем что-то бренчит мама героини (Елена Ненашева) при знакомстве с герой, а отрывистые звуки струн служат саундтреков для финала. Заводилой работает Павел Поликарпов, от его лица ведется здесь дневник молодого человека – он одновременно и играет, и анализирует свои поступки. Последняя фраза в тексте: «Действительно, какие на хрен эльфы?»
Алессандра Джунтини на малой сцене Камаловского работает с Раилем Шамсуаровым. Он один из четырех участников спектакля по пьесе Ивана Вырыпаева «Иллюзии». Джунтини окончила Санкт - Петербургскую государственную академию театрального искусства, работала в российских театрах. Поэтому с Шамсуаровым она общается по-русски, уточняя, какой фрагмент на татарском он читает. А читает он тот отрывок, в котором Денни признается другу Альберту, что он буквально умирает от сексуального желания, когда смотрит на его жену Маргарит. Кажется, впервые актер произносит что-то подобное, поэтому каждый кусочек монолога рассматривается с точки зрения интонации, громкости. Джунтини просит, рассказывая эту историю о взаимоотношениях четырех пар, говорить просто. «Это, наверное, микрофон мне мешает», - отвечает Шамсуаров. Прошлый эскиз Камаловского – «Вне закона» по фильму Джима Джармуша – вошел в репертуар. Было бы неплохо, если бы здесь шел и Вырыпаев на татарском.
В «Углу», между тем, началась чехарда. Студенты I курса Казанского театрального училища борются с реквизитом. Они сами сделали из пластиковых бутылок, полиэтилена и труб замки, костюмы богатырей, заборы – и теперь вновь ищут, у кого что.
Сказка «Тан – батыр или никогда не сдавайся» решена в традициях пост-апокалиптических фильмов. И, верно, войдет в репертуар «Угла». А потому надо сделать так, чтобы и без администратора-отца родного-воспитателя (и режиссера) Радиона Букаева все работало. Букаев, между тем, напряженно сверлит стену. Перед этим он отбирает у корреспондента бутафорский меч, ибо негоже трогать реквизит. А перед репетицией устраивает внушение: хочешь быть актером – забудь про оправдания типа дня рождения или сабантуя в Зимбабве (нащупывается новый мем). Театральный лагерь, да и только.
Подростки в какой-то момент начинают спорить друг с другом, но потом разбредаются по углам – у них десять минут, чтобы втиснуться в костюмы и подумать, куда его «зарядить» перед выходом. Проинспектировав корреспондента, знает ли он, вообще, сказку, Букаев говорит, что мечтал поставить историю о путешествию трех братьев и битве против дивов. И сразу выбрал этот, любимый, текст, когда получил предложение. У Букаева не первый опыт внедрения татарской литературы на сцену – в прошлом году в рамках проекта «Классная драма» он заставлял предметы перемещаться в воздухе в постановке по «Приключениям Рустема».
«Это не совсем та сказка, что была написана. И если человек хочет посмотреть традиционные версии, то он может пойти, к примеру, в театр Тинчурина. А мы находимся в "Углу", где театральное искусство представлено в новых формах, - говорит Букаев. - Традиционная татарская культура здесь должна быть, но в переиначенном виде».
В ТЮЗе в зеркальном зале Эльмира Рашитова кричит на Павла Густова. Швейцарский режиссер Дени Майфер ходит вдоль условной сцены, словно тренер бокса, подбодряя ее короткими репликами, пока актриса не продолжает серию результативных ударов (и мы не первые, кто сравнивает происходящее с матчем на ринге). В «Пределе любви» по пьесе Паскаля Рамбера действие ведут люди, которые работают актерами. В тексте их двое. Они семья, у них трое детей. Каждый говорит долгий монолог, об обидах, недовольствах. Они вопят, стоя рядом, но так и не находят друг друга. По Майферу, речь идет от лица четырех пар - своей очереди ждут Алсу Густова, Виталий Дмитриев, Нияз Зиннатуллин, Елена Качиашвили, Елена Калаганова, Сергей Мосейко.
«Мне кажется, это интересный материал. Во-первых, здесь очень простая сцена - репетиционный зал. - говорит Майфер. - Во-вторых, я пытаюсь указать актерам путь, как через этот миллион слов выразить простое. У актеров, конечно, есть свой опыт и внутренний мир, видимо, они используют и его, но не нанося вред самой пьесе. Для меня актер - это человек, который соглашается показать себя самого. Иногда смущенно, иногда - безо всякого стыда».
Участники последнего эскиза «В розовом» (будет еще вербатим по архивным письмам репрессированным, личным и официальным документам в подземной галерее на Баумана, но там читают «обычные люди») курят у Дома актера. Режиссер Регина Саттарова, которая только что показала в «Углу» в рамках лаборатории читку "МыДетиСети" (играла в нем стоящая рядом Анастасия Радвогина), командует – все к фонтану. Тут она делит локации по количеству скамеек, усаживает на ближайшие Резеду Хадиуллину (актрису из «Театра на Булаке») и Павла Полякова и заставляет читать их монологи. Один от лица кондукторши, втюрившейся в молдаванина. Другой - ловеласа-велосипедиста, который в сексуальных опытах перепробовал все.
По идее, они должны будут вещать эти истории о любви (написанные всей командой) прохожим в парке – а зрители будут за этим наблюдать. И, надеется режиссер, станет непонятно, кто говорит – актер или просто сумасшедший. «Мы работаем в Доме актера, и в Лядском саду таких людей я видела немало», - объясняет Саттарова. Верно, и сидящие в парке люди будут реагировать – и текст начнет меняться. Все это время на скамейке обитает слегка седеющий мужчина, который держит осанку и просто смотрит на фонтан. Он не играет.
Полное расписание лаборатории - на нашем сайте. Вход на мероприятия - свободный, но по регистрации. Ссылки на timepad - по ссылкам в этом тексте.
Текст: Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)