На II театральной лаборатории «Свияжск АРТель» показывали сказки Пушкина под дождем. Фотограф «Собаки» сняла репетиции, а мокрый редактор восхитился современным прочтением классики.
В первый день августа на острове, который Пушкин как-то сравнил с Буяном, показывали три эскиза, созданные режиссерами и актерами в течение десяти дней. В первом дождь накрапывал в середины, во втором – моросил ближе к концу, а третий, к счастью, можно было смотреть под крышей. Но зато потом транспорт с «АРТели» просто уплывал.
Но ничего не могло помешать оценить работы в формате site specific. Напомним, прошлая лаборатория строилась вокруг истории самого острова. Теперь же Свияжск стал местом, в котором сочеталась сказочная составляющая и быт туристическо-церковного центра Татарстана.
При этом режиссер из Санкт-Петербурга Дмитрий Егоров, видимо, так и не решился отправиться в спектакле-променаде «Сказка о попе и работнике его Балде» на место работы попа. Ограничилась крепостью «Ленивый торжок», ставшего базаром, гостиничным двором (дом попа) и берегом реки. Так что образ священнослужителя проявился не так сильно, как хотелось. Другое дело – Балда, гонявший на мотоцикле, мутивший воду веревку и катавшийся на лошади. Отлично вписался в контекст выручивший актер завлит Камаловского театра Нияз Игламов, в черных очках, костюме и чемоданом оброка игравший одного из чертей. Дождь только усиливал эффект. А аккордеонист Андрей Сидоров (группа «Медвежий угол») скрашивал продолжительные переходы из локации в локацию революционными и народными мелодиями. В конце, под строчки «О прошедших днях тоскует гармонист. Где росли ромашки, там густой бурьян» на пень у дома уселся местный житель и закурил. То ли импровизация, то ли заготовленная кода.
Режиссер из Ельца Радион Букаев, отметившийся недавно тремя постановками для проекта «Театр у школьной доски», ограничился одной пляжной локацией. Его эскиз по «Сказке о царе Салтане» начинается со сцены, в котором разведенный отец проводит время с сыном, который уткнулся в телефон и ни шашлыки, ни сказки его не интересуют. Истерика по поводу семейной ситуации заканчивается видением по мотивам пушкинской истории. Получилась компактная повесть. Ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху, царевну Лебедь, купцов и царицу Милитрису играют три девушки. Здесь работают юмор и минимализм. Чтобы стать комаром, достаточно надеть очки для плавания. Лебедь, изначально, это просто рука. Ну а последним подарком Салтану становится телефон с селфи – мол, вот такое чудо! А в итоге и царь найдет потерянную семью, и отец помириться с сыном. Жаль, осталась невыясненной судьба шашлыка.
В то время, как наш фотограф снимала сказку «Золотой петушок», репетиции также проходили на воздухе. Но учтя изменчивую погоду, москвичка Елизавета Бондарь перенесла действие в спортзал местной школы. И потому ее спектакль начинается с переклички, которая переходит в конфликт белой вороны-книгочея с одноклассниками. В отличие от постановки Букаева, здесь нет финала. Однако так же обморок переводит героя в статус царя – Дадона. Тут же выясняется, что охранник, который трижды проводил зрителей в зал (настолько много было желающих посмотреть) – это еще и Золотой петушок. Пожалуй, это была самая эффектная постановка, в которой, правда, еще острее проявилось проблемы современных актеров – они толком не умеют говорить, поэтому, без знания текста, перипетии взаимоотношений царя со знойной Шамаханской царицей (играет ее певица и саксофонист Мария Руженкова, переехавшая недавно в Казань из Саранска), могли остаться неясными для неподготовленного.
А ведь хорошей была бы идея – гастроли по спортзалам школ Казани! По сути, еще одна постановка для «Театра у школьной доски». Впрочем, как пояснил руководитель лаборатории Олег Лоевский, в идеальном варианте эти эскизы должны стать основой для спектаклей выходного дня, а значит – еще одним поводом чудный остров навестить, на Свияжске погостить.
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)