На майских праздниках Казанский театр юного зрителя представил спектакль «Война глазами детей. Фрагменты» по пьесе немецкой писательницы Рут Винекен. Помимо артистов труппы в нем заняты пятнадцать учеников казанской детской музыкальной школы №4 и пять немецких актеров из Берлина. Поставил спектакль, который идет на двух языках, русском и немецком, главный режиссер театра — Туфан Имамутдинов. Это его дебют на новой должности.
Каждый россиянин со школы знает, что Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Эта война является локальным конфликтом в рамках Второй мировой войны. Об этом также знают многие. Хотя о дате ее начала — 1 сентября 1939 года, — скорее всего, помнят меньше. То же и с датой Победы. Весь мир празднует дату капитуляции Германии и победу во Второй мировой войне 8 мая, тогда как только в странах СНГ Победу отмечают 9-го. Этому есть только одно объяснение и это не разница в часовых поясах. Мы празднуем свою победу в своей войне, вырванной в силу различных идеологических причин из мировой истории. В этой постановке Туфан Имамутдинов предпринимает необходимую попытку примирить россиян с историей и вырвать войну из тисков «великого мифа».
Память не выстраивает прямых сюжетов, а состоит из осколков, поэтому спектакль, основанный на документах из немецких архивов, фрагментов из книг Светланы Алексиевич, писем детей, не имеет четко выстроенного нарратива. Сама война — главный сюжет, а люди в нем такие же персонажи, как смерть, пожар и голод, перед которыми равны все в независимости от национальной принадлежности. Отсутствие «большого» сюжета наделяет трагической силой каждое произнесенное слово. В спектакле, главный источник которого - Память, - письма и воспоминания зачитываются со сцены напрямую без эмоциональной нагрузки. Этот единственный верный подход превращает каждый звук в артефакт, несущий на себя отпечаток той войны, возможно, даже сильнее, чем разрушенные снарядами здания. В самом деле, никому не придет в голову сказать, что фраза из блокадного дневника Тани Савичевой «Умерли все» имеет меньшее значение, чем мельница Гергарда в Волгограде.
Драматург и режиссер четко дают понять, что на войне нет наших и ваших, победителей и проигравших. Герои то дело ловят себя на наблюдениях, что немецкие солдаты «обычные парни, совсем как наши» или «маленький немецкий город вроде нашего Мичуринска», а в эпизоде голода участвуют истощенные пленные немцы, отправленные на Урал. Хотя голод намертво связан в массовом сознании россиян с блокадой Ленинграда. «Я совершенно не могла смотреть на голодающего человека», — вспоминает этих солдат женщина. Сообразно этому в тексте спектакля смешиваются европейские и русские культурные коды. Гамельнский крысолов и европейская фольклорная сказка «Красная Шапочка» соседствуют с советскими песнями и сценой весеннего посева, отсылающей к славянскому язычеству.
Ярые поборники теории «великой и священной войны» рассердятся такому подходу. Почва для этого в спектакле, безусловно, есть. Тем более иногда, произнесенные слова, горестно коррелируют с современной российской действительностью. Спектакль открывается сценой в довоенном пионерском лагере, где дети и вожатая, одетые в серые безразмерные лохмотья, воодушевленно благодарят «умнейшего из умнейших, храбрейшего из храбрейших, товарища Сталина», построившего «лучший в мире лагерь». В следующую минуту наступает война, и искусный свет превращает пионерские галстуки в кровавые сполохи. Или вскользь обороненные ребенком слова «Мы этих немцев в три месяца разобьем!» напоминают о «превратить США в радиоактивный пепел».
Актуальность спектакля «Война глазами детей. Фрагменты» в нынешних реалиях подъема милитаристских настроений в обществе особенно очевидна. Когда «официальная история» то и дело подстраивается в угоду меняющейся политике, только воспоминания способны сохранить связь с реальностью.
А реальность такова, что Второй мировой войне участвовало 62 государства, 80% населения земли, а боевые действия велись на территории трех континентов и в водах четырех океанов. Поэтому едва ли у какой-либо нации есть право приватизировать решающую роль в нем. Точно так же споры о том, кто первый вошел освобождать Освенцим — русский или украинский солдат — отдаляют нас от главного — факта освобождения. А у смерти, голода, насилия нет паспортов. Чтобы понять это нужно всего лишь посмотреть на войну детскими глазами.
25 февраля
Начало - 18:30
Казанский государственный театр юного зрителя
Ул. Островского, 10
Телефон для справок - (843) 292-18-75
Алмаз Загрутдинов
Фото Светлана Волосатова
Комментарии (0)