18+
  • Развлечения
  • Театр
Театр

Поделиться:

Что надо знать про «Ходжу Насретдина»

Завтра в театре им. Г.Камала впервые покажут «Ходжу Насретдина» по мотивам одноименной пьесы Наки Исанбета и пьесы сирийца Саадаллы Ваннуса. Режиссер Фарид Бикчантаев осуществил уже седьмую постановку «Ходжи» в родном театре – наш сайт разобрался во всех версиях, а актер и преподаватель Ильдар Хайруллин дал полезные комментарии.

Исанбет

Будущий автор «Ходжи Насретдина» родился в Уфимской губернии (ныне это Салаватский район Башкортостана) в 1899 — и прожил аж до 1992 года (после чего, кстати, его именем должны были назвать улицу — и этой улицей стала безвестная Революционная, что вызвало бурную негативную реакцию у родственников). Он учился в медресе «Хәсәния» и «Мөхәммәдия», где начал писать стихи, а потом и пьесы.

Когда в конце 1929 года в стране начались чистки, эхо этих событий долетело и до ТАССР, 7 февраля 1931 года в Казани были арестованы Адель Кутуй, Наки Исанбет, Т.Ченекай и А.Минский (Алабердиев) - в связи с вымышленной националистической организацией «Джидегэн». Исанбета выпустили досрочно 15 апреля с подпиской о невыезде. Он пошел работать на фабрику «Спартак», потом перебрался в район Атни. Удивительно, что пьеса, написанная в 1939-м, прошла цензуру — хотя, вероятно, дело в умении Исанбета работать с народным материалом. Помимо пьес, многим, к примеру, знакомы его сборники сказаний, фразеологизмов, загадок, детского фольклора — каждый по несколько томов.

Ильдар Хайруллин: «Подумайте - это же эпоха Сталина, репрессий, времен, когда не просто высказывать мысли, а даже думать о больших вещах было нельзя. И в это время Исанбет пишет пьесу об обществе и руководителях государства. И все это скрывается в сказке про Ходжу, Тархана, Ахуна, в шутках. И это проходит цензуру. Большой популярностью спектакль пользовался во время войны. Он отвлекал людей от проблем, помогал отдохнуть, делал их добрее».

К тому же Исанбет был примером энергичного писателя. Скажем, в одном 1940-м он написал пьесы «Спартак», «Идегей» и «Забулачную республику» - как можно понять, по совершенно разным историческим материалам.

Абжалилов в роли Ходжи. 1952 год

Абжалилов в роли Ходжи. 1952 год

Халил Абжалилов

Впервые пьесу поставили в 1940 году. В числе режиссеров - Евгений Амантов, Кашифа Тумашева, Хусаин Уразиков (двое последних работали еще над тремя версиями). Музыку писал Джаудат Файзи, а дирижировал Салих Сайдашев. Тогда роль Ходжи взял на себя Халил Абжалилов - и играл его в четырех постановках. В 1941-е спектакль был разработан совместно с Театром оперы и балета, потом обновлен в 1952 и 1957 году.

Абжалилов (двоюродный брат Мусы Джалиля) начинал, как актер в оренбургской труппе «Ширкат» в 1918 году, несколько лет работал в Узбекистане, а в Камаловский попал в 1928-м. Он первым в истории театра получил звание народного артиста СССР.

Ильдар Хайруллин: «По воспоминания актеров, это было идеальное исполнение роли Насретдина. Начиная с проникновенного смешка,заканчивая несуразным поведением, хитринкой, простотой, доверчивостью. Все это обволакивало, завораживало зрителя...  Когда спектакль идет долго, он начинает разваливаться. Актеры стареют, появляется отсебятина, забываются некоторые задачи.
И когда уровне правительств было решено провести Декаду татарского искусства и литературы, позвали художников, режиссеров и восстановили первую постановку. Просмотрели тексты, пошили достоверные костюмы, омолодили состав. И с этой редакцией Камаловский поехал в 1957-м в Москву, где произвел фурор. Народу было так много, что театр охраняла конная милиция, каждый спектакль выламывали двери».

Азгар Шакиров вспоминал: «От игры Халил абый я забывал, что нахожусь на сцене. Прихожу в себя, рот разинут, втихомолку смеюсь, не могу успокоиться. Смотрю на Равиля, он тоже смеется. А мы же злые, страшные стражники, если увидят, что мы смеемся на сцене, прикончат!».

При этом известна, к примеру, история: в одной из постановок принимала участие Луиза Салиаскарова, жена Хасана Туфана, который в то время сидел в тюрьме. Перед очередным спектаклем у нее не приняли передачу для мужа. И прямо по ходу действия Абжалилов унес ее со сцены, поскольку понял, что Салиаскарова обессилела, сдавая кровь — и предложил ей чай с сахаром.

Фуат Халитов. Постановка 1966 года

Фуат Халитов. Постановка 1966 года

60-е

После того, как Абжалилов ушел из жизни в 1963-м, на его роль претендовало сразу три актера - Фуат Халитов, Габдулла Шамуков и Ибрагим Гафуров.

В связи с этим в театре с тех пор гуляет анекдот. В то время в театре вахтером работал Якуп абый. Однажды он зашел в зал, смотрит, сидят три Насретдина. И говорит: «Да, вот Абжалилов, на Насретдина нашлось три актера. А дворник Шафигуллин уволился - два  месяца не могу дворника найти!».

 Постановка 1966 года

Ильдар Хайруллин: «Гафуров, в итоге, из списка претендентов выбыл. Халитов и Шамуков - великолепные актеры. Но пьеса была написана под Абжалилова, и под его типаж была поставлена. И поэтому они не производили того впечатления, которое ожидалось. Так что вскоре спектакль перестали показывать».

Габдулла Шамуков. Постановка 1966 года.

Габдулла Шамуков. Постановка 1966 года.

90-е

В 1990 году за «Ходжу» взялся Марсель Салимжанов. А Насретдином стал Равиль Шарафиев. Спектакль шел более четырех лет. Шарафи откровенно говорил в интервью: «Мне Халил абыя не обойти. Это невозможно, даже сравнивать нельзя».

Проблема еще и в том, что практически все именитые актеры-мужчины работали в массовке различных постановок — Азгар Шакиров и Равиль Шарафи, Ильдар Хайруллин — а потом и Искандер Хайруллин. А также и Салимжанов.

Ильдар Хайруллин: «Прошло 20 лет и Салимжанов сказал: наш театр не может жить без «Ходжи Насретдина». Он начал ставить - и начал мучиться. Он ведь вырос на этом спектакле. И стражем выходил на сцене, и визирем. Не мог видеть его иначе, у него в крови все это было. Как-то он сумел уйти от изначальной версии. Но это уже была сказка из жизни простого человека».

Искандер Хайруллин: «Когда мы были студентами, в этой сцене у ханского сарая стояли стражниками. минут 45. И потому я эту сцену знаю наизусть. Я даже текст на нынешних репетициях почти не открывал, так, сверялся чуток. Такое играть - очень тяжело».

Равиль Шарафи.

Равиль Шарафи.

Новая версия

Ильдар Хайруллин: «Прошло еще почти 20 лет! И год назад Фарид нас собрал и сказал: наш театр не может жить без Ходжи. А до этого Фарид каждый раз открывал Исанбета с нового ракурса, показывал глубину его мысли, высказываний, находил новые выразительные средства. Про пьесу «Рыжий насмешник и черноволосая красавица» говорили, что это сказка про любовь. А у Фарида получился глубокий психологический спектакль о государстве и народе, у него появилась линия суфизма. В «Гульджамал», пьесе о создателях татарского театра, труппе «Сайяр» раньше ложный пафос, величие, а ведь пьеса-то - о молодежи, у которых за душой не было ни копейки, а только идея создания театра...

И Фарид сказал: если мы поставим сказку из жизни ханов и баев, вряд ли нам будет интересно, зрителю. И он предложил сыграть глубокую пьесу, нашел сирийского автора с очень похожим произведением, выбрал одну линию. Если раньше в пьесе был один герой, тут появился второй - народ. Я смотрел недавно прогон - у меня был шок, оторопь от той большой проблемы, которую поднимает спектакль, это проблема взаимоотношения руководителей страны и народа, простых людей и чиновников. Я долго не мог прийти в себя. Так что если вы думаете, что придете на премьеру и посмеетесь - то нет. Тут придется думать».

Роль Ходжи получил Фанис Зиганшин, игравший и в обоих исанбетовских постановках Бикчантаева, а также блиставший в роли Тартюфа.

«Для меня Ходжа - это тот, кто может взглянуть на вещи с совершенно неожиданной точки зрения, - говорит режиссер Фарид Бикчантаев. - Сегодня мы - свидетели переломных событий - растеряны. Где правда? На чьей стороне? С одной стороны нам указывают – вот это правильно. С другой - нет, правильно вот это... А может, правду надо искать, как Ходжа, где-то в третьем направлении? Вот с таким вопросом мы и приступили к работе над этим произведением».

Саадалла Ваннус

От оригинального текста Исанбета в спектакле осталась история про Ходжу и слона. Также она описана в пьесе сирийца Саадаллы Ваннуса «Слон, ваше величество!». Произведения этого драматурга выходили в СССР только в 1984 году, в издательстве «Радуга». Между тем, это классик сирийской литературы, широко известный за рубежом.


Он родился в 1941 год, работал журналистом, в 60-е учился в Париже театру, тогда же начал карьеру драматурга. Тема взаимоотношений индивидуальности, общества и его авторитетов - основная у Ваннуса.

На его становления серьезно повлиял арабо-израильский конфликт 1967 года. В частности, 1969-м он участвовал в Арабском фестиваля театральных искусств в Дамаске, который собрал всех авторов арабского мира, где представил идею «театра политизации» (вместо политического театра) и выступал за позитивную роль театра в деле социальных и политических изменений, во многом вдохновляясь Брехтом. Собственно, пьеса, которую взял Камаловский? написана в 1969-м: она о том, что король выпустил любимого слона в город, где тот натворил бед, так что народ отправился к правителю с просьбой... В 1982-м, после событий в осадном Бейруте, автор замолчал на многие годы, но в 90-е вернулся со своим острым пером и творил до самой смерти в 1997-м.

4 января

Начало - 18:00

Театр им. Камала

Ул. Татарстана, 1


Радиф Кашапов

Дата события:
4 января 2016 года
Места:
Татарский государственный Академический театр имени Г.Камала

Комментарии (0)

Купить журнал: