Врач травматолог-ортопед, профессор, куратор отделения ортопедии № 2 РКБ в этом году получил сотый патент на разработки, позволяющие значительно улучшить лечение больных и пострадавших. Несколько из них готовится для серийного производства.
Ильдар Ахтямов - номинант премии «ТОП 50».
Голосование проходит каждый день на нашем сайте.
Очень редко у кого из медиков есть такое количество изобретений. Первый патент я зарегистрировал примерно двадцать пять лет назад. Это было устройство для биомеханического моделирования патологий, оно позволяло определять углы взаимоотношения между элементами тазобедренного сустава. Где-то девяносто пять процентов патентов – способы и устройства для лечения пациентов с повреждениями опорно-двигательного аппарата.
Я не целенаправленно этим занимаюсь. Сначала я готовил кандидатскую и докторскую, и только в последней у меня было целых семнадцать патентов. Затем это вошло в некую привычку. Во-первых, я завкафедрой. Во-вторых, я каждый день оперирую, иногда идея приходит в процессе: что-то неудобно, ты додумываешь момент. Иногда изучая иностранную литературу, находишь тему, которую можно дальше продвинуть. Что хорошо - у нас в стране можно патентовать и способы. Последние десять лет это, в основном, патенты, предназначенные для работ учеников, как элемент новизны, вокруг которого формируется квалификационная тема. Это уже и мои, и их идеи, рождающиеся в соавторстве.
В последний год идеи начали реализовываться в металле. Раньше у меня были только пробные, опытные образцы, макеты. Сейчас в двух направлениях идет внедрение. Во-первых, это покрытия для различных погружных конструкций, фиксаторов, которые используются в травматологии. Во-вторых, так называемые временные протезы суставов для лечения инфекционных осложнений. Чтобы внедрить то или иное устройство, необходимым деньги, несколько миллионов рублей, а здесь появились крупные производители, которые эти функции взяли на себя, выпустили опытнее партии, проводят исследования, которые позволят получить разрешение Росздравнадзора, документы.
Раньше в советские времена за патент мы получали премии, достаточно существенные, четверть или половину от зарплаты. сам способ внедрялся в клинику. Сегодня дивидендов мы не получаем. Можем быть, в рамках научной группы больницы, это как-то отмечается в небольших размерах. Наверное, если патент будет внедрен в жизнь, какой-то процент будет и мне. Но пока об этом речи не было. Мне это доставляет удовлетворение. Кто-то пишет книги, стихи, для меня это такое же творчество.
Текст и фото: Радиф Кашапов
Комментарии (0)