Наталья Белова девятый год живет в центре Казани, напротив Никольского собора, с мужем и двумя дочерьми. «КЗН.Собака.ru» записал ее монолог и снял окружающую красоту.
«Я сюда переехала в 2007 году из Йошкар-Олы. Все спрашивают, почему я купила квартиру именно здесь. А я считаю, что люди должны в центре жить. Но в Казани отношение к центру - странное. Риэлтор вот не хотел мне эту квартиру показывать, привел практически ночью. А я увидела - и просто была в восторге. Одно окно выходит на стенку пристрою, в каменный колодец. Я сказала: «Ах, как в Париже!», - так он и нашел покупателя.
В Никольском по воскресеньям кормят бездомных и малоимущих, туда сбегается много народу, поэтому нам пришлось поставить решетку в арку. Ремонт фасада сделали к Универсиаде. Вообще, в 2009-м мы дом спасали, когда выяснилось, что весь наш участок будет отдан под торговый центр «Свей». Мы побежали в прокуратуру, мол, как так, живой дом с жилыми зрителями, ведь мы все здесь собственники. Опротестовали. Нам оставили половину двора, вот второе окно в пристрое - до него этот прямоугольник наш. А елка уже не входит в нашу территорию. Дом построен в 1905 году архитектором Константином Олешкевичем, принадлежал он купцам Смоленцеву и Шмелеву. Номера квартир странные. Скажем, 43 - и 62. Наследие коммуналок. Между мной и соседкой - деревянная перегородка. Cкорее всего, здесь строилось по одной квартире на этаж. И вход, с отдельной лестницей, шел с другой улицы. А нынешний вход — это черная лестница.
Когда солнце восходит, то очень красиво освещает купола. Во второй половине дня красота просто безумная. В семидесятые перед нами еще стоял другой дом, двухэтажный. В соседнем жил на первом этаже художник Ильгизар Хасанов, который открыл «Смену». Пристрой слева появился в советское время. Он был трехэтажным, последний этаж сгорел. Сейчас там живут работники ЖЭУ, по договору. К сносу его не подписали. Я считаю, что он нелепо выглядит, возможно, из-за него наш дом воспринимают, как нечто несуразное. А ведь он клевый. Весной мы сажаем во дворе цветочки, делаем газончик.
У ЖЭУ отношение к нам особое. Скажем, у нас дверь не закрывалась долгое время, а тут ведь бомжи постоянно. Звонишь им, а они говорят: как, вы не можете купить квартиру в новом районе? А эти люди отвечают за исторический центр! И они считают, что нам надо выезжать. А я говорю, что у меня есть квартира в новом районе, но я хочу жить здесь.
Почему? Во-первых, когда я работала в сфере рекламы, машина мне была не нужна. Все офисы - в центре. Я пешком их обходила быстрее, чем директора на машинах. Во-вторых, контингент в магазине. Когда училась в Казани, снимала жилье на Авиастроительном, в Ново-Савиновском, когда там ходил только 26 автобус, на Советской площади. Могу сравнить.
В-третьих, седьмая поликлиника, о которой можно делать отдельный репортаж. В-четвертых, у меня есть ощущение, что все здесь мое. Моя улица, на которой я знаю всех дворников. Мой банк. Моя церковь, все прихожане - мои знакомые. Нет ощущение, что ты чужой среди толпы. Я думаю, что в 39-й школе, куда я планирую отдать дочь, половина родителей и детей будет мне знакома. Детей в центре хватает, коммерческие садики забиты, люди готовы малышей пристроить за любые деньги. Мне не хватает детской площадки - ведь и у туристов есть дети.
Когда мы отбили дом, начался «ренессанс», все стали делать ремонт. Поэтому подъезд несколько захламлен. Вот перекрытия - не деревянные. У нас кирпичные своды и чугунные швеллеры. Плюс метровые стены. Ближе к Академии наук стоят постперестроечные дома — при строительстве метро они пошли трещинам. У нас - не единой. В доме все в идеальном состоянии. Правда, в 1996-м был капремонт, и более гнилой проводки и труб я никогда не видела. У нас очень сухо и тепло. Когда делали ремонт, сбили советскую штукатурку топором. Царскую не смогли даже сковырнуть.
Здесь дома соразмерны человеку. Мы знаем всех соседей. Это, скажем, тетя Тоня - пенсионерка, чудесная, сухонькая, всегда в шляпках-кудряшках. Старая советская интеллигенция. Рядом семья, которая также купила квартиру, чтобы жить в центре. Муж работает где-то в Следственном комитет, жена — домохозяйка, у них двое детей. Наташа - работала учительницей в первой школе. Здесь вот живет парикмахерша, у нее двое своих и еще племянник на воспитании. У Танзили с Володей, похоже, здесь жили родители. Мы устраиваем субботники, пьем друга у друга чай. Все по-доброму, по-старому, по-хорошему. Не представляю, что я перееду в спальный район».
Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (1)