18+
  • Город
  • Недвижимость
Недвижимость

Поделиться:

Сергей Саначин: «Экскурс в архитектурную жизнь советской Казани»

Сергей Саначин, главный архитектор проектов центра разработки генерального плана Казани, градостроитель и краевед представил новую книгу об архитектуре Казани советского периода.
Книга охватывает весь советский период до самого его распада, однако, по словам автора, всплеск советской архитектуры пришелся на период с 30-х по 50-е годы ХХ века.

Времени презентации хватило как раз на то, чтобы рассказать об архитектурной жизни Казани до 60-х годов, с упоминанием общих для всей страны этапов: конструктивизм, сталинский ампир, борьба с излишествами. Как отметила Фарида Забирова, зампред Татарстанского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ТРО ВООПИиК) выход этой работы имеет большое значение, так как в настоящий момент идет работа по постановке на учет в качестве объектов культурного наследия сооружений советского периода. Остается только сожалеть, что подобная необходимая книга издана маленьким тиражом — всего 300 экземпляров. Еще одна готовая книга Саначина из-за недостатка средств пока не может увидеть свет. 

«Я посвятил эту книгу 2 субъектам. Во-первых,  папе (Павел Саначин, заслуженный архитектор РСФСР — прим. ред.). Я его большой должник. Он много чего сделал для Казани, был хорошим, плодовитым архитектором. А, во-вторых,  татарскому филиалу союза советских архитекторов. В книге, в частности, я прослеживаю путь этой организации, которая в прошлом году отметила свое 80-летие. Здесь трудились выдающиеся люди, и царила настоящая творческая жизнь с обсуждением проектов, организацией выставок и помощью горожанам. Как раз жизни и не хватает современным аналогам этой организации».


С отцом

«В 2002 году ко мне обратились из московского журнала «Проект России» известные ныне Григорий Ревзин и Владимир Седов. На тот момент они составляли путеводитель по советской архитектуре и мне было предложено написать кусок про Казань. Мой материал был простым перечислением ключевых объектов с комментариями. Потом в 2005 году Дина Саттарова повторно опубликовала этот материал в журнале «Дина». Тогда у меня  как раз появилось желание написать книгу. Под 1000-летие Казани, была сделана заявка в соответствующие органы власти, на публикацию книги. Но заявка не прошла. Тогда мой друг, хороший дизайнер, Сергей Петров предложил выпустить книгу самиздатом. Но тоже не сложилось. Получилось только сейчас при активном содействии Центра культурного наследия Татарстана».



«Книг по архитектуре мало. Издаются либо диссертационные работы, либо исследования по национальной татарской архитектуре, в которых можно встретить спорные моменты. И даже хорошие работы (книги Н.Ф. Калинина, В.Н. Остроумова)  ограничиваются перечислением и описанием объектов. Мне же хотелось показать в своей книге архитектурную жизнь в ее разнообразии,  рассказать, в первую очередь,  о людях, которые за всем этим стояли (многих из них сейчас помнят только специалисты), о различных организациях и союзах. При этом отдельной задачей было  использование большого количества иллюстраций, фотографий и чертежей».


«В тяжелые 20-е годы было не до архитектуры. Потому существовал прагматичный подход в градостроительстве. Это строительство деревянного жилья. Крупных зданий не строили, под новые нужды приспосабливали уже имеющиеся сооружения. Какие-то изыскания проходили в стенах учебных заведений или же в рамках работы над так называемой агитационно-оформительской архитектурой (трибуны, доски почета и прочие подобные конструкции). Также архитекторы находили отдушину в конкурсах. Например,  в 1924 году был объявлен конкурс «памятника во имя содружества народов». Представленный проект Федора Павловича Гаврилова предусматривал перестройку памятника павшим при взятии Казани. Планировалось установить вместо креста шпиль в виде минарета, увековеченного советской звездой; внизу должны были стоять 2 мужские фигуры - татарина и русского - олицетворяющие то самое содружество народов. Были уже возведены строительные леса, но при вмешательстве Москвы, стройка была прекращена: посчитали, что памятник ценен сам по себе».

 

«Сегодняшний кадастр объектов культурного наследия ведется с 1960 года, однако эта работа была начата намного раньше. В 1926 году в Казань из отдела по делам музеев академического центра «Татнаркомпроса» был переправлен список объектов культурного наследия (тогда они назывались иначе)  которые стояли на учете в музейном фонде Главнауки РСФСР. Их тогда было 104 штуки. Сейчас в четыре раза больше».



«В 30-е года начался настоящий вандализм по отношению к архитектуре (в 20-е сносы не имели таких масштабов) В первую очередь страдали сооружения сакрального назначения. Церкви и мечети всегда находились на, как я их называю, значимых «генетических местах города», потому на месте них появлялись соразмерные большие здания. Но угроза была для всех сооружений. Город не расширяли, новые дома были необходимы, потому много сносилось и застраивалось. Делались масштабные проекты по полной перестройке старого города. Многие объекты остались, к счастью, нереализованными. Благодаря этому сохранились, например, усадьба Боратынского, Сенная мечеть, Католический костел. Все это могло пойти под снос, так как имелись проекты по застройке этих территорий. Был и другой способ преодоления дефицита площадей:  надстройка к имеющимся зданиям новых этажей (чаще всего двух). Был создан специальный орган с дивным названием «Казнадстрой», который занимался такими проектами. Самый известный пример - здание Гостиного двора, ныне Национальный музей РТ».

Алмаз Загрутдинов

Комментарии (0)

Купить журнал: