Тысячелетний город, безусловно, пережил все налеты архитектурной моды. Оставил свой след на его улицах и конструктивизм. Ольга Блатова, архитектор и руководитель креативного бюро happycmyk.ru, разыскала образцы авангардно-пролетарского метода.
«Немного истории: конструктивизм, как направление, в целом, уникально. Его принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции. Упор делался на то, чтобы сделать архитектуру частью повседневности, близкой народу, отказаться от помпезности исторических стилей. Потому что курс, взятый на индустриализацию, требовал качественного изменения системы потребления. В результате появились совершенно новые, с социокультурной и архитектурной точек зрения, типы сооружений: дома- кухни (позднее столовые), дворцы труда, дома-коммуны. |
Интересно, что сами конструктивисты определяли себя не как стиль, а именно как метод проектирования, и боролись против внешнего подражательства без учета сущности.
Удивительно, как такие, казалось бы, пролетарские начинания, оказались в начале 30-х годов под запретом как новаторские, а значит, буржуазные. Новые веяния не пришлись ко двору тоталитаризма. Много памятников этого уникального времени было утрачено. И то, что чудом сохранилось до наших дней, хотелось бы видеть, конечно, в не столь упадочном состоянии.
Если говорить о памятниках конструктивизма (все же теперь мы говорим о нем, как о стиле в архитектуре) нашего города, хотелось бы надеяться, что некоторые здания спасет их местоположение. И если с Домом Печати на Баумана эта теория работает, то, например, с Мергасовским домом на Дзержинского - уже нет. Здание находится настолько в аварийном состоянии, что, видимо, уже не подлежит никакому вмешательству. Это печально. Печально, что по недосмотру и халатности утрачена башенка парашютной вышки ДК им. 10-летия ТАССР - здание было в прекрасном состоянии до того, как погибло в пожаре.
Большинство оставшихся зданий в этом стиле сохранилось в районе Адмиралтейской слободы: тут и жилой комбинат, и пожарная часть, и проходная вертолетного завода, и неизвестного назначения интересное маленькое здание возле железнодорожного моста сразу за часовней. И сохранились они все лишь по той причине, что этот район еще не переживал ни одной реконструкции, его не коснулись нововведения, связанные с Универсиадой. Проекты реконструкции района существуют, но хотелось бы видеть в них истинное значение слова «реконструкция» - бережного вкрапления в среду, с сохранением уникальнейших памятников.
Согласна, эстетика конструктивизма, как таковая, не всем доступна и понятна. Но, как мне кажется, за исторический облик города нужно нести ответственность, учитывая все тонкости развития среды во все периоды истории".
Комментарии (0)