Один из учредителей сети автосалонов АКОС, получивший вместе с партнерами диплом клуба AutoBoss, умеет превращать лимон в лимонад: в августе взамен убыточного бренда открывает салон бюджетных машин.
Сегодня вы успешный бизнесмен. А в каком возрасте заработали свои первые деньги?
В студенческие годы. Ездил в стройотряды, разгружал вагоны, по ночам снимал кассу в трамвайном парке, а охранником подрабатывал много лет, даже когда уже работал в физтехе Академии наук.
Как попали в Академию наук, где учились?
В 1986 году закончил механико-математический факультет Казанского университета и распределился в физико-технический институт. Там мы не только работали в одной лаборатории вместе с моими будущими компаньонами, но и играли в большой теннис: Александр Стариков, Михаил Котляров, Эдуард Мухтаров и я. Так с тех лет и дружим, и работаем вместе.
Как возник бизнес, у кого родилась идея продавать автомобили?
На самом деле про автомобили мы и не думали, жизнь сама на эту тему вывела. В лихие девяностые финансирование Академии наук практически прекратилось. И как-то, в очередной раз собравшись на теннис, стали думать: как жить дальше? Решили организовать собственную фирму. Поскольку мы все математики-программисты, занялись программированием и моделированием автомобильных конструкций математическими методами. У нас был договор с Курганским автобусным заводом, куда мы свою программу внедряли. А поскольку в тот момент централизованная система сбыта автобусов была разрушена вместе с СССР, завод оказался в патовой ситуации: автомобилей сделал много, а куда их деть – вопрос. И за нашу продукцию рассчитался своей – автобусом, который мы вынуждены были продавать. На удивление это случилось практически мгновенно. За вторую программу завод опять рассчитался автобусом, тоже моментально проданным. И вот тут мы заключили свой первый дилерский договор, что будем представлять интересы завода в Татарстане и Поволжье.
Судя по всему, дело пошло?
Еще как. Автобусы целыми платформами приходили к нам по железной дороге, мы разгружали их на арендованную на аэродроме Куркачи площадку, открыли первый офис и стали продавать примерно по сто автобусов в месяц. Это очень приличная цифра. Основными клиентами были наши местные предприятия, нефтяники. И – пограничная служба России. В то время как раз образовались новые границы: с Казахстаном, Белоруссией, Украиной. На тысячах километров строились пограничные пункты, и этот автобус оказался очень востребованным. Со всей страны к нам приезжали пограничники. Вот так началась наша автомобильная деятельность.
А почему называетесь АКОС, что за слово загадочное?
На самом деле расшифровывается просто: Автоматизированные КОмпьютерные Системы. Мы ведь изначально, в 1991 году, собирались продавать программные продукты. А потом уже менять название не стали.
Трудно вести бизнес не просто с партнерами, а с друзьями?
Каждый из нас работает в своем направлении: кто финансами руководит, кто брендами определенными, я занимался развитием и строительством. Конечно, приходится учитывать не только мнение, но и характер каждого – уволить друг друга мы не можем, поэтому слушаем, слышим и договариваемся. Помогает в понимании друг друга и многолетняя дружба вне работы, семьями: вместе отмечали все праздники, дни рождения, ездили путешествовать, увлеклись горными лыжами и каждый Новый год отправлялись на трассы.
В чем секрет успеха вашего бизнеса? Многие начинали, но не многие удержались, а АКОС один из старейших холдингов в Татарстане.
На самом деле не только в Татарстане, но и в России. В прошлом году клуб AutoBoss отметил нас дипломом в числе шести старейших российских компаний на автомобильном рынке. А секреты простые – работоспособность и оптимизм. Нельзя опускать руки в любой ситуации. Мы пережили несколько кризисов, в 1998 и 2008 были тяжелейшие времена для нашей отрасли.
Что считаете главным результатом компании в 2013 году?
Неудачу, которая в итоге обернулась удачей. Имею в виду проект с Фордом. Мы попали в такое время, когда продажи этой марки резко упали, да и политика дистрибьютера была не очень правильная. И потому приняли решение с этим брендом расстаться. А освободившийся салон предложили бренду NissanDatsun и выиграли тендер. Надеемся на успех новой марки.
Есть у вас некая «голубая мечта» - проект, который не удалось реализовать за двадцать лет?
Уже реализовали. В начале 2013 года заработал салон Infiniti. Растем вместе с постоянными клиентами, которые сначала ездили на бюджетных машинах, а теперь пересаживаются на люксовые.
А самое большое личное достижение в жизни?
Две дочки-красавицы. Младшая недавно закончила финансово-экономический институт с красным дипломом, а старшая подарила двоих внуков – близняшек, мальчика и девочку. Люблю свой дом в Царицыно и возиться с собаками – у меня их две, овчарки: бернский зенненхунд и словацкий чувач. Люблю путешествовать и много где побывал. Считаю впечатления настоящей ценностью, которую у человека нельзя отнять. Можно лишиться акций, имущества, но впечатления всегда с тобой.
Сергей Кулагин одно время всерьез задумывался об актерской карьере - в студенческие годы он успешно играл главные роли в народном театре в ДК имени Маяковского под руководством Семена Ярмолинца. Выбрав другую профессию, театр любит до сих пор, не пропускает ни одной премьеры. А актерские способности реализует во время домашних и корпоративных праздников, играет на гитаре и поет. |
Текст: Татьяна Лескова
Фото: Роман Никифоров
Комментарии (0)