Идейный вдохновитель и бессменный организатор фестивалей «Джазовый перекресток» десять лет вынашивал идею о проекте «Музыка веры». В июне Международный фестиваль духовной музыки состоялся в третий раз.
Где прошло ваше детство? Расскажите о своей семье.
Я вырос на улице Академика Королева, раньше она называлась 13-я Союзная. До сих пор здесь живу. Отец – с Украины, из еврейского местечка Капустяны, это под Тульчином. Семья была большая. В двадцатые голодные годы мой отец Григорий, которому было лет пятнадцать, отправился по комсомольскому набору в Горький на учебу в ФЗУ. Работал на заводе, потом окончил Горьковский политех, женился. В 1940 году отца направили в Казань на строительство авиамоторного завода. Первую квартиру семья получила в поселке Урицкого, где жили инженерно-технические работники, военпреды. Я родился в 1944-м. Отец зарабатывал хорошо, мать была домохозяйкой. Здесь, на окраине города, люди жили в деревянных домишках, даже в землянке ютились. Народ самый разношерстный – и шпана, и малолетние воры, с которыми я дружил. Рядом – танцверанда, музыка гремела.
Тогда вас и потянуло к музыке?
Как все младшие братья, я тянулся за старшим. Олег учился в музыкальной школе, меня тоже посадили за фортепиано. Гаммы, сольфеджио, этюды Черни меня «убивали». Вместо того чтобы играть по нотам, я все время что-то подбирал. Первой песенкой, которую сам подобрал, была итальянская «За два сольдо», популярная в пятидесятых.
А в КАИ поступили потому, что отец – авиастроитель?
Нет. Окончил школу с золотой медалью и с ребятами поехал поступать в МГУ на физфак. Нас было шесть человек, пятеро поступили, а я нет. Наверное, сработала пятая графа, из всей компании я один был с еврейской фамилией. Вернулся в Казань. А Олег учился в КАИ, где был расцвет СТЭМа. И я поступил туда же. Первые два курса практически не учился, играл на ударных в оркестре института. Мы ездили с концертами на комсомольские стройки.
Чем занимались по окончании вуза?
Наш оркестр тогда прекратил свое существование, и мы с братом при студклубе КАИ организовали ансамбль-диксиленд «Красные стомперы». Проработали года три, потом весь наш ансамбль – и Олег в том числе – уехал в Ульяновск. Брат до сих пор там живет, преподает на эстрадно-джазовом отделении в музучилище. Я остался на кафедре авиационных двигателей в КАИ, в 1975 году защитился. В это время здорово вырос интерес молодежи к западной музыке, люди собирали пластинки. Мы организовали джаз-блюз-рок-клуб (ДБР-клуб) в КАИ, который стал знаменитым, все туда рвались. В Казани построили Молодежный центр, и весь наш ДБР-клуб перешел туда. Организовали школу диджеев, проводили дискотеки, концерты, ауди-визуальные спектакли, наши ребята по комсомольской линии ездили с дискотеками на БАМ. Я сам побывал в Казахстане на строительстве Экибастузского комбината, даже в Венгрию на молодежный советско-венгерский фестиваль съездил. А джаз, конечно, оставался основной музыкальной любовью. В семидесятые и восьмидесятые годы проводились смотры самодеятельности, выступали казанские ансамбли эстрадно-джазовой музыки. И в 1984 году мы провели первый фестиваль. Название «Джазовый перекресток» появилось лишь в 1987 году. У нас появились зарубежные звезды, фестиваль стал международным, интерес к «Перекрестку» был огромный.
Почему вы решили проводить фестиваль духовной музыки «Музыка веры»?
Вообще-то я по культуре русский, у меня и мама русская, Юлия Александровна Пшениснова. После смерти родителей, в 1994 году, в моей жизни началась черная полоса. И однажды зимой мне то ли приснилось, то ли привиделось: огромное море людей, и я среди них, а вдали церковь. Вдруг на всех нас будто покрывало с неба спустилось, и так делается хорошо, душа радуется. Рассказываю жене Татьяне, она говорит: «А ведь в эту ночь как раз Покров Пресвятой Богородицы». Я пошел в Петропавловскую церковь и принял крещение. И все в моей жизни стало налаживаться. Идея проводить в Свияжске музыкальный фестиваль у меня родилась давно, в конце девяностых, но пробить ее долго не получалось.
Кто помог?
Министр культуры Айрат Сибагатуллин. Я работал вместе с ним еще в девяностых годах в Татгоскино, а позднее, в его бытность директором телекомпании «Новый век», вел программу о джазе. Пришел к нему в 2011 году, он выслушал меня и сказал: «Это очень интересно, давай сделаем!». Тем более что тогда велось возрождение Свияжска и Булгара. И команда у нас хорошая подобралась: директор ГБКЗ Инга Новикова, музыкальный руководитель Лада Лабзина и начальник концертного отдела Катя Салюкина. Первый фестиваль дался нелегко, второй, в дни Универсиады, получился интереснее. Среди участников были знаменитый крымский гитарист Энвер Измайлов, московская звезда джаза Алекс Ростоцкий, певицы Тина Кузнецова, Севара.
III Международный фестиваль духовной музыки «Музыка веры» пройдет 12-го, 14-го, 26 июня на открытых площадках Свияжска, Болгара и Пушечного двора Казанского Кремля. На закрытии фестиваля выступят украинский вокальный секстет Мansound, коллектив Батырхана Шукенова (экс-солиста «А-Студио») из Казахстана, исполнительница романсов Юлия Зиганшина, клезмерский ансамбль «Симха», Государственный камерный хор РТ, камерный оркестр «Новая музыка», органистка Лада Лабзина и другие. |
Текст: Гузель Подольская
Фото: Александр Эшкинин
Комментарии (0)