Актер Качаловского театра отметил свой пятидесятилетний юбилей премьерой моноспектакля «Чудотворец» по Даниилу Хармсу – его произведениям, письмам, дневникам и протоколам допросов.
Впервые я прочел Даниила Хармса студентом, в начале восьмидесятых. Тогда он произвел на меня завораживающее впечатление. Он был необычен и странен, хотелось читать его еще и еще. Осколки его творчества можно было найти лишь в самиздате или тамиздате. Я читал все, что удавалось найти, что успевал, переписывал из выпрошенной на одну ночь книги к себе в тетрадку. Было ощущение, что стоит мне прочесть еще чуть-чуть, и Хармс откроет для меня «окно» в иную вселенную. Но разгадка ускользала, окно оставалось закрытым, другие миры мерцали - манящие и далекие.
Сейчас в интернете можно найти все известные тексты Хармса, я их прочитал, но ощущение осталось тем же. «Окно» рядом, но закрыто. Иногда мне кажется, что оно нарисовано на глухой стене, что оно – просто символ.
Вы не забыли значки на стенах в моей комнате? Очень часто попадается такой значок: я называю его "окно"» (Д. Хармс, из письма). |
Большинству из наших замыслов, увы, не суждено воплотиться. Многие уносят с собой в могилу свои нереализованные возможности и таланты, о которых не подозревают даже самые близкие люди. Почему так происходит? Что мешает человеку воплотиться таким, каким его задумал Господь Бог? Вот вопрос, на который мне хотелось найти ответ в своем спектакле.
Первую попытку сценического воплощения Хармса я предпринял еще в театральном институте: со своими однокурсниками разыгрывал сценки из цикла «Случаи».
Результат меня ошарашил и надолго отбил охоту инсценировать Хармса: очень уж то, что получилось, отличалось от моего представления о нем. Впрочем, от большинства театральных постановок и киноверсий «по Хармсу» у меня то же самое ощущение: они имеют отношение к автору только по форме - тексту или сюжету, а по сути - никакого. Главный урок из первой попытки - у каждого свой «Хармс», иногда они отличаются кардинально. Пусть каждый, читая, в воображении видит своего, идеального.
Несколько лет назад я попробовал читать Хармса школьникам-подросткам. Из просветительских соображений: хотелось, чтобы ценимого мной писателя узнало мало читающее поколение «Дома-2» и «КамедиКлаба». Не знаю, какие смыслы считывали они из текстов, но был неподдельный интерес. Этот опыт вновь вселил в меня иллюзию, что воплотить Хармса на сцене возможно. Но вряд ли мои замыслы воплотились, и я когда-нибудь показал моноспектакль «Чудотворец», если бы не вмешалась Судьба. Я серьезно заболел.
Две недели по своей несусветной глупости я боролся с Судьбой: ежедневно с утра репетировал, а вечером играл спектакли с температурой за 38. Я не брал больничный, потому, что был занят в большинстве спектаклей театра имени Качалова, а ввод нового исполнителя - проблема. Я знал, что как только выйду на больничный, буду навсегда снят со всех моих ролей, терять роли мне очень не хотелось. И я цеплялся, пока мог.
Судьба посрамила мою суетность – я все потерял, вдобавок оказался в больнице с тяжелейшей пневмонией. Там у меня было предостаточно времени, чтобы подумать о том, что нужно изменить в своей жизни. И я стал перечитывать Хармса.
Про свою жизнь я так ничего и не понял, и ничего в ней не поменял. Единственный позитив: 17 марта я сыграл моноспектакль «Чудотворец» по текстам Хармса. Реакция зрителей побуждает меня продолжить работу над спектаклем и играть его снова.
Возможно, однажды в процессе работы откроется нарисованное на стене «окно» и я увижу мерцающие миры - манящие и далекие и станет ясно, как надо жить.
ФАКТЫ
Николай Чайка закончил физматшколу при МГУ, учился на физфаке Томского университета, который бросил на четвертом курсе и поступил в Ярославского театральное училище имени Волкова, которое закончил с красным дипломом. |
|
Работал в казанском и ярославском тюзах, в Московском Независимом театре, снимался в кино («Опознание», «Ермак», «Неотложка», «Инзеень Малина»). |
|
В 2006 году Николай уже обращался к жанру моноспектакля – это был «Концерт для негромкого голоса «Простые слова» по стихам Саши Черного. |
Комментарии (1)