Шесть лет назад она создала благотворительный проект «Архидети», где студенты архитектурного университета бесплатно обучают основам дизайна социально незащищенных подростков. Сегодня он вырос в школу для творчески одаренных детей.
Как родилась идея проекта «Архидети»?
Я поступала в архитектурно-строительный университет довольно сложно, приехала из Набережных Челнов. Приемная комиссия потеряла мои документы и, хотя балл ЕГЭ был проходным, моей фамилии в списке поступивших не оказалось. Пришлось разбираться, доказывать. В итоге все-таки добилась, чтобы меня взяли. А ведь у кого-то в моей ситуации просто характера не хватает отстоять свои права, он сдается и уезжает. И я поняла, что для успеха нужны не только знания, но и подходящие черты характера. Не всегда побеждают лучшие, а чаще те, кому хватило терпения. Я подумала: таланты рядом, их нужно просто поддержать, дать возможность раскрыться, подготовить психологически к испытаниям. Обратилась к друзьям с архитектурного факультета: ребята, давайте найдем тех, кому это действительно важно, у кого есть потенциал и научим их всему.
Почему вы решили заниматься именно с подростками из детского дома?
Тогда мне казалось, что это самые несчастные дети. Мы пришли, рассказали, что хотим делать. Ребята на нас смотрели с безразличием – к ним спонсоры обычно приезжают с подарочками, а мы тут с какой-то безумной затеей. Только одна девочка отозвалась. В другом детском доме еще пятеро детей. Конечно, поначалу наши занятия были немного хаотичными, мы сами еще не понимали, как нужно. Самое сложное в этой работе – ребенка раскрыть. Не в творческом плане. Он может рисовать и при этом быть замкнутым, не верить в свои силы. И когда ребята начали рассказывать истории своей жизни, как они оказались в детском доме, я поняла - вот она, стадия раскрытия. Но это произошло только через полтора месяца. Сейчас мы детей набираем на полгода, занимаемся три дня в неделю. В пятницу творческое занятие, что-то типа актерского мастерства, на раскрепощение. В субботу-воскресенье – занятия по композиции, рисунку, макетированию и так далее.
Какова судьба первого выпуска?
Они начали постепенно уходить – сначала один, потом второй. Я сначала переживала. Но потом поняла: это хорошо – дети осознали, что занимаются не своим делом. В итоге у нас осталось двое – мальчик и девочка. Я обратилась в архитектурно-дизайнерскую школу «ДАШКА», они согласились обучать наших ребят бесплатно. Девочка успешно ее закончила, поступила в университет. К сожалению, юноша, у которого был явный талант, попал в плохую компанию и бросил занятия. Сейчас он, конечно, жалеет. Мне грустно от этой ситуации, но я поняла, что как бы ты не старался помочь человеку, очень много зависит от него самого. На второй год мы уже работали с детьми из приемных семей, на третий набрали подростков из малообеспеченных семей.
Вашему проекту кто-нибудь финансово помогал?
Всегда. Университет не только предоставлял аудиторию для занятий, но и давал деньги на материалы. Разные бизнесмены помогали. Я рассказываю им о проекте, они говорят: классно, я хочу вложить деньги. Только многие просят нигде об этом не упоминать.
Вы сами, и все, кого вы привлекаете к работе с детьми, делают это бесплатно. Что вами движет?
Знаю, почему я это делаю – из-за внутренней веры в тихую революцию. Видишь какую-то проблему, если в твоей власти ее изменить – меняй! Многие говорят: «я хочу сделать что-нибудь доброе», но ничего не делают. Нужно не болтать об этом, а просто действовать. И люди пойдут за тобой.
Вам не кажется, что люди не ценят то, что им дается бесплатно?
Именно поэтому новый набор у нас будет платным для всех. Понятно, для социальной категории установим минимальную сумму. Но она должна быть. Очень сложно доказать родителям, что с их детьми занимаются действительно крутые профессионалы - ведь бесплатно же. Во-первых, это не ценят, а, во-вторых, мы стали давать настолько крутые знания, что наш уровень не сравнится с обычной художественной школой.
В чем же ваше отличие?
У нас есть программа по раскрытию потенциала. Самым главным для развития творческой личности являются не знания, а умения. Умение вовремя собраться, показать, представить. Мы учим наших детей защищать свои проекты, отстаивать их значимость. Сейчас регистрируем автономную некоммерческую организацию «Архидети». Это будет творческая школа - концентрация талантов из детей, преподавателей и тех, кто с нами сотрудничает. Допустим, кому-то нужно создать брендбук. Он может кинуть свою идею нам и получить классный результат. Я верю: молодых услышат.
Что вас вдохновляет?
Люди. Если бы не было рядом со мной моих близких, друзей, соратников, может, давно бы наш проект закончился. Да, у меня есть свой стержень, характер, я могу вдохновлять людей. Но если бы меня тоже не вдохновляли, ничего бы не получилось.
Гузелия Махмутова закончила автодорожный факультет Казанского государственного архитектурно-строительного университета по специальности «Мосты и тоннели» в 2012 году. Годом раньше стала победителем конкурса «Доброволец России», а в 2013 получила медаль «За спасение детства», учрежденную Александром Гезаловым, экспертом Общественной палаты РФ, Совета Федераций и Государственной думы РФ, шеф-редактором проекта «Успешные сироты.ру» |
Комментарии (0)