Гендиректор Группы компаний АО «Эссен Продакшн АГ», создатель бренда «Махеевъ» развивает «сладкую» историю - закончил вторую очередь и запустил третью кондитерской фабрики в Набережных Челнах.
Кем вы хотели стать в детстве?
Мечтал стать физиком-теоретиком. Участвовал в городских, республиканских олимпиадах по физике. Увлекался и математикой. Лучшим досугом было посидеть вечером, порешать задачки. Родители – они у меня работали в нефтяной разведке – поддерживали интерес. Отец время от времени подкидывал мне книжки с задачками по математике, и я сам выписывал по почте сборники задач, журнал «Квант» и другие. Попал в Московскую политехническую школе при МФТИ, после ее окончания сразу зачисляли на первый курс. И Казанский университет предлагал мне стать студентом. Поэтому никем себя не видел, кроме как ученым.
И когда же поняли, что ваша дорога - бизнес?
Когда я закончил школу, все в стране поменялось. И как-то меня перестала прельщать судьба научного работника. «Татнефть» тогда стояла на коленях, родители не могли обеспечить мне безбедного студенческого существования. Я думал о других вариантах. Поехал в Москву в политехнический. Но уже со второго курса понял - нужно заниматься бизнесом. Тогда в столице сразу была видна разница между жизнью простых людей и начинающих кооператоров, бизнесменов новой волны. И я пытался понять, в какую сторону идти. Поездил на Московскую товарно-сырьевую биржу, там немного поучился. Потом были простые товарные операции «купи-продай». Главная мечта была – купить машину. Учеба отошла на второй план. Вернувшись в Елабугу, понял - здесь тоже можно зарабатывать хорошие деньги, как мне по тем временам казалось. Когда же купил первую машину – красный «Москвич», сказал жене: когда стану богатым человеком, куплю себе точно такую же, в память об этих временах.
Купили?
Нет пока – это гештальт, который предстоит завершить. Жена говорит: значит, ты еще не богатый человек, если у тебя до сих пор «Москвича» нет.
Сразу определились, каким бизнесом будете заниматься?
Сначала мы крепко встали на ноги как продавцы продуктов питания. Я хорошо умел продавать. А потом, проанализировав дефицитные ниши в нашем регионе, решил заняться производством. Начал с майонеза. Но прежде записался в Ленинскую библиотеку и сам изучил тонкости его изготовления.
Что было самое сложное в первые годы и какие трудности сейчас?
В первые годы, конечно, трудно найти ресурсы. Начиная от людских и заканчивая денежными. Я ходил и просил: дайте помещение, дайте инвестиции. Зато какой опыт накопился, когда решил заняться производством. А сейчас ресурсы есть, доступ к ним гораздо легче - от денежных до технологических: можно поехать хоть в Америку и купить там любой станок. Но теперь вот проблема с идеями - что производить и как потом это продавать.
Про идеи. Как они рождаются в вашем бизнесе? Есть ли место интуиции?
В основном работает расчет: мы традиционно изучаем, что можно продать. Интуиция и наблюдение за рынком могут подсказать, куда приблизительно можно пойти - восемь-десять направлений. Каждое просчитывается, а потом что-то оказывается удачным, что-то неудачным. Как у всех капиталистов статистика один к десяти. В определенном смысле бизнес – это казино.
Есть планы по расширению экспортной географии?
Наша продукция в виде соусов продается и в Америке, и в Европе, Израиле и Китае – везде в мире, где есть «русские» магазины. Но по соусам мы ограничены вкусовыми предпочтениями русскоязычных покупателей - ведь майонез американский, немецкий и русский отличаются. Поэтому следующая экспортная ориентация - кондитерская группа, которая менее зависима от этнических вкусовых предпочтений.
Как вам кажется, в чем основной секрет вашего успеха?
Год моего рождения, 1973. Потому что в 1991 мой выход во взрослую жизнь совпал со сменой формации страны. Я был уже ориентирован на свободу и дух предпринимательства. Страна поднималась с колен, и я с минимальным капиталом начинал дело. Любой бизнес, начатый в те годы, имел большие шансы на успех, чем сегодня. Я имел возможность учиться вместе с рынком. А его величество Рынок был очень лоялен ко мне. Сегодняшней молодежи в тысячу раз труднее.
Если вынести «за скобки» работу, что остается в жизни?
Остается родина. Не в пафосном выражении, а в локальном понимании. Родной город. Улица, на которой живу. Река Кама, где рыбачу, леса, в которых собираю грибы, озера, на которые хожу осенью охотиться на утку. Зимой хожу на лыжах – в школе у меня даже разряд был. Увлечен подбором музыки на гитаре – пригодилась «музыкалка». Все поездки по миру и стране непременно завершаются желанием поскорее вернуться в Елабугу и окунуться в этот мир. Поэтому я никуда не уехал. Закрывая рабочий кабинет, я выхожу в Елабугу и живу здесь как счастливый человек.
А еще важно знать, что
В 2007 году Леонид Барышев вместе с генеральным директором компании «Эссен» Вадимом Махеевым создал благотворительный фонд «Махеевъ». Его акции и программы направлены на оказание помощи и поддержки в сферах образования, науки, культуры, искусства и детско-юношеского спорта. Фонд помогает социально незащищенным людям - пенсионерам, инвалидам, многодетным семьям, матерям-одиночкам, семьям с детьми с тяжелыми заболеваниями.
Текст: Татьяна Лескова
Комментарии (0)