Директор Фонда развития исполнительского искусства Sforzando вывел на сцену ГБКЗ свой оркестр, исполнив оперы «Бастьен и Бастьенна» Моцарта и «Телефон» Менотти, а потом и вовсе в парки, где прозвучала «Алеко» Сергея Рахманинова по поэме Александра Пушкина «Цыганы» и «Вий» Елены Анисимовой по одноименной повести Николая Гоголя. Только что он запустил лабораторию KazanOperaLab с Василием Бархатовым и Александром Маноцковым в качестве преподавателей.
Данияр Соколов - номинант премии «ТОП 50». Голосование проходит на нашем сайте ежедневно до 10 декабря!
Ваши родители — артисты, как это повлияло на ваше детство?
Я появился на свет в Украине. Мама, пока отец был на гастролях, решила поехать к родителям на родину, чтобы спокойно родить. Но спустя месяц вернулась в Казань. Я жил на Горках. Точнее, я был за кулисами ТЮЗа, откуда мама ушла, когда я начал учиться в школе. Хотела, чтобы мне было спокойнее (я ведь даже из детского сада сбегал), да и у ТЮЗа тогда начались проблемы.
Это они вас отправили учиться играть на фортепиано?
Да, честно признаться, я всегда переживал, когда они приходили на отчетные концерты. Занимались они со мной строго, при этом не ограничивали. Я до шестнадцати лет играл в баскетбол, пока не понял, что это влияет на пальцы. Меня не устраивало, что по два часа в день надо заниматься, пока все играют во дворе. Учеба давалась мне легко, но я не думал, что это занятие на всю жизнь. Понимание пришло, когда меня из шестой музыкальной школы решили перевести в первую, на подготовительный класс. Отец настаивал на училище. Правда, я особо желанием не горел, но там учителя меня раскрыли. Я сыграл на отчетном в ГБКЗ, получил кайф от зрителей, зала, инструмента, подумал, что этим стоит заниматься и что я отстал от сверстников. Тогда мы отправились в училище, где я провалил сольфеджио, хорошо, что меня защитил педагог, взяли. Я стал активно заниматься, видел, что вокруг люди играют, не поднимая головы, с пяти лет.
Сразу пошли конкурсы, я постоянно ездил. Могу сказать за фортепиано - там играют машины, роботы, говорить о творчестве сложно. Я себя причисляю к людям, которые могут что-то сделать спонтанно. Математической точности у меня нет. За рубежом я увидел, как люди могут постоянно играть: есть залы, зрители, хорошие инструменты, есть востребованность. Прожил в Берлине месяц: пошел на концерт Темирканова, на пятую симфонию Чайковского. Состояние у меня было тяжелое: вроде бы и дядя здесь, проблем с жильем нет, но дома осталась девушка, душа ноет. Пришел, послушал, разрыдался - и уехал в Казань. Решил, что на родине надо менять отношение к классической музыке, чтобы у музыкантов не было пренебрежительного отношения к себе.
Это вы тогда поняли?
Нет, еще в консерватории, где много проблем в плане развития и продвижения молодых исполнителей. Это связано со спецификой учебного процесса. В Москве все друг у друга учатся, ходят на мастер-классы, обращаются к разным преподавателям. Когда человек выпускается, он не знает, куда идти. В Казани не развита система музыкального менеджмента именно в классической сфере. Ребята не подготовлены к самостоятельной жизни в системе. Хорошо было бы сделать так, как при Рубинштейне: пятый курс ты заканчиваешь сам. Это было бы замечательным опытом перед дальнейшей сценической жизнью. Но для этого нужно чаще выступать на зрителя. А выходов на площадки крайне мало. Потому что сцены нет. В БКЗ студенты играют редко, очень мало выступают с госоркестром, практически не играют симфоническую музыку. Вот есть третий тур международного конкурса, там ты выходишь на сцену с оркестром. В маленьком европейском городке это возможно. В Москве с ее адской конкуренцией студенты выступают в большом зале консерватории раз в квартал.
Ваш фонд существует с 2014 года. Причем он начался громко, с фестиваля «Музыка вокруг нас».
В 2013-м Дина Гарипова выиграла «Голос», я тоже победил в каком-то конкурсе. Мне позвонили из Министерства культуры РТ и спросили, есть ли загран? Поедешь в Париж с Гариповой на презентацию Свияжска и Болгара для ЮНЕСКО. Мы сходу решили, что заодно вместе сыграем. Там появилась идея фестиваля классической музыки, чтобы завлекать туристов. Прошло четыре-пять месяцев, звонят - послезавтра к Шаймиеву по поводу фестиваля. Минтимер Шарипович поддержал. Я решил не изобретать велосипед и предложил молодежный музыкальный опен-эйр с московскими и казанскими гостями. Тогда же мы рискнули расставить по городу фортепиано. В тот же вечер увидели на Петербургской, Сковородке, в Ленинском садике, как молодые ребята читают стихи, поют песни. На сковородке то же самое. Сработало. В следующий раз поставили в два раза больше пианино. Я считаю, что так мы знакомили людей с классикой.
Потом мы создали оркестр пианистов. Повесили объявление в «ВКонтакте», мол, через три недели концерт. За три дня набрали состав. Зарплат не обещали. Навезли в ангар в ДК Урицкого роялей, художники их красили...
Что происходит сейчас?
Мы пытаемся и зарабатывать. Вот есть у нас молодежный симфонический оркестр, он существует без зарплаты. Представляете, каково тридцать человек держать на завтраках и интересных проектах? Постоянная текучка. Поэтому мы хотим развивать камерный музыкальный театр. Это интересно, это огромный пласт литературы, такие композиторы, как Ильяс Камал, Эльмир Низамов хотят писать небольшие оперы. Концерт в БКЗ — первая проба. Я работаю директором выставочного зала «Манеж», сюда мы пускаем множество исполнителей, они могут делать все, что хотят. Вообще, за год, проведенный здесь, я научился быть администратором. Но сам нигде не выступал. 5 марта планируется мое выступление с Дарьей Зыковой в БКЗ. Кроме того, представьте, у меня есть оркестр - а я с ним ни разу не играл!
Данияр Соколов закончил Среднюю специальную музыкальную школу при казанской консерватории, учился в аспирантуре. Его отец Мнир Соколов в молодости работал в театре оперы и балета Днепропетровска, после был солистом филармонии, создатель «Сюрприз-квинтета», сейчас – профессор в оперном классе консерватории.
|
Текст: Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)