18+
  • Город
  • Город
Город

Поделиться:

Самые нелепые и частые ошибки «Тотального диктанта»-2018

Несколько дней назад по всему миру прошла акция «Тотальный диктант», которая собрала более 227 тыс. участников. Поэт, критик, руководитель «Школы грамотности Романовых» Наталья Романова — писала диктант сама и занималась его проверкой — рассказывает о самых частых, нелепых и редких (своих!) ошибках в тексте.

Кадр из к/ф «Полу-Нельсон»

Кадр из к/ф «Полу-Нельсон»

Струганый-грошовый

Тотальный диктант сама я успела написать в Спб, а вот его проверкой занималась на другой день в Москве. Воскресенье провела в университете экономики на Большой Басманной. Я, конечно, более всего интересовалась, какие на этот раз будут наиболее частотные ошибки. На первом месте слово "струганый" ("шел мимо струганых заборов") - ошибка в сторону удвоения н. На втором - слово "грошовый" - то есть через е. Обе они являются системными: практически всегда ошибки на н/нн идут в сторону удвоения, лишних н. В слове "деревянный", которое также было в этом диктанте, конечно, не ошибся никто (данные наблюдения основаны на 160 лично проверенных работах и на опросе проверяющих коллег). Причина простая: так называемые исключения - это единственное в данной теме, что укореняется в массовом сознании и передается по наследству из поколения в поколение, все остальное - мимо! Насчет о/е после шипящих тоже имеется тенденция писать "е " вместо "о", а вот наоборот - крайне редко, практически на уровне погрешности.


«Исключения из правил — единственное, что укореняется в массовом сознании и передается по наследству»

Оболбес и Болбесто в ожидании колодок

Теперь о том, что более всего позабавило на проверке. Самым непонятным словом в тексте для многих оказалось "коленца" (" выдавал такие... коленца"). Варианты следующие: "выдавал такие комменсы" (навеяно, наверное, словом "комменты"); "выдавал калетсы", "калекцыи" и даже - "кальянцы" и "кальянсы". Тут видны попытки адаптировать непонятное слово под знакомые реалии, такие как, к примеру, кальян. Что и немудрено: слово, если честно, сегодня звучит довольно странно, несовременно. Правда, для некоторых и слово "балбес" уже непонятное, будто первый раз услышали: (" А балбес-то ваш нынче опять шалопайничал!") Балбес у них превратился неизвестно в кого: тут и "болбер", и "оболдес", "оболбес", и - мама миа - "Болбесто"! "А Болбесто ваш опять шалопайничал"!

Что уж тогда говорить о слове "диалект" ("переходил на диалект в разговорах с односельчанами"). Кому-то показалось, что это некий "Деолег" (с заглавной буквы!), у кого - то он вообще благородный испанец "де - Олег", а у кого - просто скромный "деолет", что-то вроде кабриолета, только поменьше. Но главное - впереди: не забыли, в разговорах с кем там герой диктанта переходил на диалект? С односельчанами. А вот в одной из версий - ни с какими не с односельчанами, а с Анной Сельсановной! Проходил он при этом мимо палисадника с "резиновыми" кустами ("рябиновыми кустами") и мимо перевернутых в ожидании "палуб (в одной из версий - "павот") колодок" ("в ожидании паводка лодок").

Источник фото: facebook.com

Источник фото: facebook.com

Карандаш и клецка

Одним словом, скучно не было. Еще я продолжила наблюдения над закономерностями и парадоксами ошибок в том числе и на личном примере. Увы-увы: не видать мне на этот раз пятерки как своих ушей. Главные мои посылы учащимся такие: "Не думать, а действовать! Самый правильный ответ - это быстрый ответ! Чем больше думаешь - тем дальше от правильного решения! Сдавай без проверки или проверяй без фанатизма!" И я нарушила собственноручно возведенный в ранг постулата свой собственный, передаваемый учащимся как большую ценность, главный принцип поведения при письме. Нарушила закон инерции письма: относись ко всему как к позиции "легко" ( многим он хорошо известен как "рука пишет сама" или "не парься"). Я, написав оба слова, конечно же, правильно, начала свой текст а) проверять; б) "думать" (на поверку это всегда означает - "тупить"). В результате я сделала самую низкую по частотности ошибку в данном тексте - сразу в двух однотипных словах. Так, как я, не написал почти никто (крайне мало: есть, но на уровне погрешности). Самые отъявленные дисграфики и двоечники не отличились так, как я.

Я поняла: это молниеносный симметричный ответ природы на слабость духа и предательство идеалов. Природы письма ответ. Мне ответ, лицом к лицу. Всем интересно, что это за слова. Не буду таить. Пусть все видят мой позор. Я должна испить его полной чашей. Это слова, в которых больше никто, почти никто не ошибся, кроме меня. Вот они, самые обычные, бесхитростные. Никто на них и внимания не обратил. У всех рука сама написала, как надо. И у меня написала. Потому что так устроены голова и рука .Потому что такова инерция письма. Потому что это "позиция легко". А я взяла и исправила. Сделала то, что категоричнски запрещаю делать всем. Получилось то, что должно быть в таких случаях: правильное в пользу неправильного. Зло победило добро. Вот что значит отступиться. Растоптать закон письма! Никогда не делайте так, как я. Пусть мой пример будет другим наукой. Не зря противная коннотация "доверяй, но проверяй" всегда вызывала во мне протест. Раз доверяешь - проверка мелочна и оскорбительна. Или тогда не доверяй. Или - или. Без всяких но. Вот эти слова. В первом случае речь идет о колокольне, напоминающей "остро заточенный карандаш". Во втором - о "плохо проваренной клецке". Вот: теперь все знают, на какой карандаш я напоролась и на какой поскользнулась клецке.

Оригинал текста. Орфография и пунктуация автора сохранены.

Комментарии (0)

Купить журнал: