Главный режиссер объединения «Татармультфильм» получил на Всероссийском открытом фестивале анимационного кино в Суздале диплом «За развитие национальной анимации» - за полнометражный фильм «Стрела наследия».
Сергей Киатров - номинант премии «ТОП 50». Голосование проходит на нашем сайте ежедневно до 10 декабря!
Когда вы решили заняться анимацией?
Мечтал об этом всю жизнь. Стать мультипликатором или космонавтом – оба желания казались нереальными. По крайней мере, в Казани, когда я учился, не было такой возможности.
А вы не думали уехать?
Нет, я не верил в свои силы. Я об этом просто мечтал. И всегда рисовал. Печатался пару раз в «Чаяне», когда мне было восемнадцать лет. Тогда, в конце восьмидесятых, это был очень популярный журнал. После восьмого класса получил специальность «художник-оформитель». Я шучу, что мое образование – это военно-художественное училище, потому что в 1989-1992 годах служил в Новороссийске.
То есть вместо строевой вы рисовали стенгазету?
Я все делал – даже дембельские альбомы. У меня получалось что-то зарабатывать этим. Я стал успешным художником именно в армии. Девяностые были трудными, я пытался чем-то торговать, но всегда рисовал и даже печатался в газетах. В 2001 году открыл частное предприятие имени себя, занимался видеорекламой, делал анимационные ролики, познакомился с продюсером с Маратом Ганиевым. Мы вместе сделали несколько видеопроектов, после чего Марату Фуатовичу пришла идея создать студию. Можно сказать, что мы с ним – два отца-основателя «Татармультфильма». Идея студии родилась в 2009 году, а уже в сентябре мы выпустили первый мультфильм «Ребенок и бабочка», в новогодние каникулы – «Забавный ученик», оба – по стихотворениям Тукая.
У студии много картин по произведениям татарских классиков. Как вам работается с таким материалом? Вы владеете языком?
Нет, но это не проблема. Мы работаем с переводами, причем в обе стороны – у нас были работы, которые задумывались на русском, потом переводились, и наоборот. Я не считаю татарскую культуру мне чуждой. Я в четвертом поколении казанец, я здесь вырос, учился, и, конечно, был знаком с татарскими сказками и раньше. Я все время пытаюсь от слова «татарский» уйти. Это ведь татарстанская культура – она включает в себя культуру многих национальностей, мы все перемешаны. У нас в студии есть шутка, что если перед моей фамилией поставить татарскую букву «ә», получится сказочник. По крайней мере, звучит так.
Получается, вы зоветесь главным режиссером, а чувствуете себя сказочником?
Я себя считаю прежде всего художником-аниматором. Когда мы начинали, у нас не было ни одного профессионала. Мы просто собрали группу энтузиастов, которые горели этим. Мы прошли этот путь вместе. Сейчас я меньше рисую, но саму анимацию я чувствую и живу ею, и это дает мне право режиссировать наши проекты.
Что самое сложное, а что самое легкое в вашей работе?
Сложное – это успевать за технологиями. Они развиваются так быстро, что пока мы осваиваем один этап, уже появляется что-то новое. Самое же приятное – видеть готовый продукт и, конечно, сам процесс создания. Мне нравится, когда в работе есть некий порядок, когда все делается грамотно и последовательно. Очень не люблю авралы.
То есть экспромт и импровизация – это не про вашу работу?
Я только за, но в сочетании с нормальным ходом работы. На этом строится работа аниматора. Он получает задание, где должен как актер сыграть, только играет не он сам, а нарисованный им персонаж. Анимация от слова «одушевлять», то есть он «одушевлятор», который вдыхает жизнь в картинку, отвечает за листики, за колышащийся цветочек – и уже цветочек становится актером, его задели, он смешно пошевелился, с него упала божья коровка. Он отвечает за всю атмосферу этой сцены, чувствует то, что называется хореографией сцены – мне очень нравится это название. Я думаю, что к нашей работе наиболее близок балет. Потому что там переигрывают, присутствует некий гротеск в каждом движении. Или вот фильмы Чарли Чаплина, это же учебник для аниматора. Он двигался так, как двигаются персонажи в мультфильмах – например, перед тем как побежать, закидывал руки и ноги в обратную сторону.
Что вызывает у вас профессиональную зависть?
Я завидую людям, которые могут придумать хорошую историю. Например, сериал «Спартак» родился из одной строчки, в которой сказано, что Спартак, прежде чем возглавить восстание, провел сто боев. Так появился сериал про «спортивную карьеру» гладиатора. Я завидую людям, которые придумали перенести «Остров сокровищ» в космос – так получился мультфильм «Планета сокровищ». Там даже парусный флот сохранен, и этому есть объяснение: паруса – это солнечные батареи.
Над чем работаете сейчас?
Проект «Век Татарстана». Он будет рассказывать о каждом районе Татарстана, об их символах и достопримечательностях. Мы объехали все районы с уроками анимации, рисовали вместе с детьми. Собрали рисунки – они станут основой мультфильма, сейчас обрабатываем их. Мы хотим рассказать детям – да и взрослым – о достижениях Татарстана, о вкладе каждого района в общий успех. Планируем закончить к 1 сентября.
Под руководством Киатрова создано более девяноста мультфильмов. «Стрела наследия» изначально создавался как сериал, затем на его основе был создан полнометражный мультфильм, а герои стали основной для книги и учебника истории. Среди его других его картин-лауреатов - серия «Татарские сказки» (специальный приз Всемирной организации ТЮРКСОЙ) и трилогия «Зилантовы сказки» (первое место на Казанском международном фестивале мусульманского кино). |
Текст: Вероника Яхъяева
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)