Зимний сад, оркестр и зеркала: казанский киновед Елена Алексеева рассказывает о том, какими были первые кинотеатры столицы. С разрешения автора публикуем отрывок из ее книги «Развитие и становление кинематографа в Казани и Казанской губернии (1897 - 1917 гг.)».
Поначалу театры-кинематографы устраивали в обычных жилых помещениях, делались какие-то перестройки, о которых можно было только догадываться. Дошедшие до нас документы лаконичны и не содержат полной информации об интерьерах первых кинозалов.
Когда были разработаны правила противопожарной безопасности, будущих владельцев обязывали к чертежам давать подробные объяснительные записки, из которых сегодня можно почерпнуть конкретные сведения о том, как выглядели кинотеатры.
«Аполло»
Из «Пояснительной записки по проекту устройства театра-кинематографа Чепрунова и Ашаева, в д. Шамиль, по Б.Проломной» можно представить, какие изменения в собственном доме приходилось делать: «Приспосабливаемое под кинематограф помещение, находится в первом этаже каменного, двухэтажного дома, выходящего на Б.Проломную и Поперечно-Воскресенскую улицы. Для увеличения фойе, необходимо в одной из стен вынуть арку, шириной в 5 аршин, положив две железные балки. Устроить бетонную стенку для аппаратной камеры, а также отделить помещение для уборной.
Вход в кинематограф будет с Поперечно-Воскресенской улицы, для чего из имеющегося окна будет устроена дверь. Вместимость зрительного зала – 168 мест, 1 ложа; помещение для ожидания вмещает 140 человек. Из фойе будет три выхода в зрительный зал и два выхода во двор, кроме них еще два выхода из зрительного зала наружу. Отопление помещения – простые печи. Помещение динамо находится в подвале с каменными сводами и имеется отдельный ход. Ходатайство о разрешении электрического оборудования будет возбуждено особо».
А вот «Акт» осмотра кинематографического театра «Эдисон» в доме Черноярова на Воскресенской улице, подписанный губернским инженером, архитектором и полицмейстером: «Помещается на 1 этаже каменного 3-х этажного жилого дома, между магазинами. Вход в зрительный зал с улицы через наружную дверь и через вестибюль, служащий одновременно и помещением для ожидающей публики. Здесь же и кассовая будка. Зрительный зал рассчитан на 200 мест. Отопление помещения водяное. Из зрительного зала в подвал имеется сообщение из оркестра посредством деревянной лестницы».
В газетном анонсе отмечается – «Электро-театр «Эдисон» отвечает всем современным требованиям пожарной безопасности».
«Пассаж»
Впервые театр «Пассаж» анонсировали так: «Открыт единственный в Казани грандиозный электротеатр «Пассаж». Роскошная обстановка, бьющие фонтаны, фантастические барельефы. Роскошные гроты. Во время сеансов играет собственный симфонический оркестр. Галерея Пассажа открыта до 11 часов вечера» (Казанский телеграф. – 1909. – 3 января).
Достаточно полное описание внутреннего убранства театра «Пассаж» оставила для нас та же газета в апреле 1910 года: «В большом зрительном зале, которое когда-то было помещением шикарного и модного ресторана "Де-Кристаль", – лепные потолки так красиво оттеняют оригинальный светло-бронзовый тон драпировок. По обеим сторонам зала – зеркала, отражающие картину, идущую на экране. Последний же нежно белеет в некотором углублении, как этого требует техника синематографа. Особенность экрана – его гипсовый состав, что впервые в провинции сделано «Пассажем» и что придает демонстрируемой картине чистоту и некоторую рельефность. Большой для синематографа оркестр поместился сбоку перед экраном, но не виден для публики. Четыре широких и свободных прохода из зрительного зала (один через сцену) – являются достаточной гарантией быстрого очищения зала в случае несчастного случая.
К зрительному залу примыкает эффектно убранная высокая гостиная. Рядом с ней – фойе, где помещается буфет и касса. И здесь все говорит об оригинальном и хорошем вкусе – интересная будка кассы, останавливающая внимание, потолки, рисунки на окнах, скульптурные украшения на стенах и мягкий электрический свет».
На кинопленке тридцатых годов сохранилось изображение этого интерьера, который и сегодня впечатляет своей роскошью и изысканностью.
«Олимп»
А вот как современник описывает «Большой театр» Г.А.Розенберга, открытый в 1914 году на Б.Проломной: «Здание театра, названное его владельцем – «Большим», действительно соответствует названию. Помимо своих размеров Большой театр выделяется среди казанских театров и внутренним оборудованием и изяществом отделки. Большой зрительный зал (партер), обширный бельэтаж, много мест и в 3-м ярусе. С Б.Проломной улицы два подъезда. С левого подъезда вход в обширный зал, предназначенный для кафе или буфета, далее большой зал для зимнего тропического сада» (Камско-Волжская речь. – 1910. – 10 декабря).
«Сцена оборудована по последнему слову техники, 3-ярусный зрительный зал в стиле «ампир», фойе, зимний сад». «Само помещение театра является первым по величине в Казани. Кроме этого театра роскошно отделан и имеет зимний сад, кафе. Во всяком случае, казанской публике открытие Большого театра должно принести совершенно небывалое еще в Казани зрелище» (Камско-Волжская речь. – 1914. – 21 декабря).
В периодике осталось описание «Театра-Миниатюр», который открыл антрепренер городского театра В.В.Образцов в доме Соломина, где раньше находился театр «Урания». «Театр-Миниатюр» состоял из громадного зрительного зала, великолепного фойе для ожидания, буфета, кафе и вестибюля. Сцена и зрительный зал были оборудованы по последним правилам театральной техники, со всеми современными усовершенствованиями.«Зрительный зал будет отделан в стиле «Барокко» с присущими ему электрическими арматурами, коврами и виньетками. Ремонт и устройство театра обойдется в 15 тысяч рублей» (Камско-Волжская речь. – 1913. – 4 августа).
Описание других театров было более лаконично – «Театр "Олимп" элегантно отделан, масса света, электрическая вентиляция, каменный экран».
Электрическая вентиляция воздуха в помещениях кинотеатров начала появляться уже с 1909 года. Зрители театра «Буфф» в мае 1909 года были оповещены, что «посредством усиленных электрических и прочих вентиляций обмен и циркуляция воздуха в залах беспрерывна».
«Пассаж» в апреле 1913 года сообщает своим зрителям, что в театре «5 электрических вентиляторов, 1 озонатор, беспрерывная пульверизация «перолином» гарантируют посетителям приятную прохладу».
Театр «Свет» (Московская ул., д. Щеглова) сообщает, что «театр вновь весь отремонтирован», и что здесь «самый большой экран в Казани» (август 1913 года).
Дирекция театра «Эдисон» уведомляет зрителей, что «помещение театра заново отремонтировано и изящно обставлено; раздражавшие публику мелкие дефекты, как-то хлопанье стульев, теснота проходов устранены совершенно» (август 1913 года).
Электро-театр «Художественный» также «вновь отремонтирован»; в театре «Буфф» «вновь чрезвычайно блестящая отделка театра, надеемся, что вполне удовлетворит самый изысканный вкус публики».
Театр «Аполло» спешит заверить, что «все помещение изящно отделано. Фойе для удобства публики расширено» (август 1909 года). Через пять лет, в мае – «ввиду расширения здания, театр будет закрыт»; в сентябре – «открытие театра во вновь отстроенном и значительно увеличенном здании».
Такое отношение к интерьеру кинотеатра было присуще не только в Казани, но и других губернских городах. Так, газета сохранила впечатления современника о чистопольском электро-театре «Мир Чудес»: «Что заслуживает внимания, так это самое устройство кинематографа. Театр не блещет внутренней отделкой, но зрительный зал нашего «Мира Чудес» по своей величине и удобствам превосходит многие и многие залы кинематографов в больших губернских городах. В зале два входа и два выхода, на противоположных концах его электрические вентиляторы и много воздуха. Помещение аппаратной прекрасно изолировано от зрительного зала и все из бетона и железа, с массивной железной лестницей. Наружное освещение кинематографа, при нашей непроглядной темноте, всегда в хорошую погоду привлекает на бульвар гуляющую публику. Гаснут электрические огни кинематографа, и публика торопливо спешит прочь с бульвара к домашним «камелькам» (Казанский телеграф. – 1913. – 25 августа).
По газетным публикациям можно определить закономерность: как правило, ремонты и переделки кинотеатров приходились на один и тот же период – они делались в летнее время и заканчивались к началу театрального сезона. Это свидетельствует о высокой театральной культуре города, его давних традициях. К тому же основной наплыв зрителей традиционно приходился на начало сентября, а между владельцами кинотеатров конкуренция была достаточно жесткой. К началу сезона интерьер кинотеатра должен быть представлен публике в полном блеске. Это относилось и к музыкальному оформлению киносеансов.
Фото предоставлены Еленой Алексеевой
Комментарии (0)