18+
  • Развлечения
  • Искусство
Искусство

Поделиться:

ТОП 50: Сергей Насекин

Студия «Айбат», возглавляемая дизайнером, превратила дом в Свияжске в музей Геннадия Архиреева - «казанского Ван Гога».

Сергей Насекин - номинант премии «ТОП 50». Голосование проходит на нашем сайте ежедневно!

Мы сотрудничаем с фондом «Возрождение», который занимается всеми работами по Свияжску и Болгарам. Это наш пятый проект на острове: сначала был музей истории, в прошлом году появился музей гражданской войны, в этом у нас целых три объекта. Это музей православия в Никольской церкви, художественная галерея в здании ремесленного училища, где размещаются работы художников, которые жили или живут в Свияжске: Николай и Илья Артамоновы, Егоров, Сафиуллин, Голубцов, и некоторые казанские авторы, связанные или вдохновленные с островом. Пока музеи готовятся к открытию.

Архиреев жил на улице Подлужной, это двухэтажное барачное здание, останки которого можно найти во дворе другого дома, жилого, его соседка помнит, как художник выходил в любую погоду с двумя ведрами воды и обливался. Мы сняли оттуда сохранившуюся входную желтую дверь и поставили в музей, который расположен в очень похожем доме в Свияжске. Многое мы воссоздавали по фильму, который снимал об Архирееве фотограф Валерий Михайлов, по воспоминаниям супруги художника Светланы Закировны, его друга фотографа Евгения Канаева и других. В частности, сделали такую же лестницу на второй этаж, привезли много мемориальной мебели: два шкафа, диван, мольберт. Помимо купленных для музей картин его жена дала множество работ для экспозиции, хотелось бы, чтобы их тоже приобрели. Для работы по покраске и прочему я привлек людей, которые знали его, бывали в гостях.

Сам я с Архиреевым не был знаком, хотя мы, по сути, ходили по одним улицам. Когда возникла тема музея, я, конечно, изучил его творчество. Думаю, у меня было в начале работы над музеем абсолютно правильное отношение - нейтральное. Человек он явно был мощный, с богатым внутренним миром. Не сказал бы, что мне очень близко его творчество. Я уважаю его как художника и человека, а некоторые работы меня серьезно цепляют, включая те, что он делал на керамических плитках - разогревал в печи и быстро на них писал маслом. Очень мощно, живо и при этом деликатно получалось.

Я родился в Находке, куда мои родители-комсомольцы отправились строить советский порт. После я пожил на родине мамы в Краснодарском крае, а потом родители перебрались сюда, у отца сюда переехал мой дед, они решили ему помогать. В том же году мы вместе съездили на пароходе в Свияжск. С тех пор я примерно раз в год там бывал, возил гостей и друзей, помню, году в 1987-м, учась в КИСИ на архитектурном, показывал его немцам из ГДР, которые приехали к нам на стажировку. Помню дом на территории монастыря, где располагалась психиатрическая лечебницу, туда уже пускали людей, а больные ходили по двору. Жуткое впечатление.

В детстве мы постоянно меняли квартиры. Жили, к примеру, на Волкова, где я теперь обитаю. Того деревянного дома, наверное, уже нет. Достаточно долго жил на Большой Красной (там же учился в художественной школе), ходил через Черное озеро до шестой школы (ныне это лицей при КФУ), рядом находилась республиканская юношеская библиотека, где я частенько оставался по пути обратно.

Некоторые свои места силы я оставлю при себе, чтобы они остались тайной. Одно из таких - как раз «Черное озеро», не знаю, что с ним будет в будущем, наверное, оно изменится.
Вообще, я люблю скверы и парки. Мне нравится «Эрмитаж», особенно та часть за оврагом, где не ходят люди и можно до сих пор сделать шашлыки. Есть один скверик в тупичке на Волкова, одно из моих секретных мест, в нескольких шагах от моего дома, где любил посидеть на лавочке.

В последнее время мне нравится изучать Кировский район, он практически не изменился с советского времени: набережная в районе Бишбалты, пожарная каланча на Мало-Московской и, в целом, тамошний пятачок конструктивизма. Впрочем, и панорама от новой Кремлевской набережной на новую часть города тоже хороша.

Обедать я хожу в «Приют холостяка», у меня рядом студия: место проверенное, я знаю всех официантов, хожу как себе домой. Подвальная часть мне нравится, верхнюю я оценил один раз, не понравилась, раньше в этом же доме работал мой друг, дизайнер одежды Рустем Исхаков, мы часто обедали вместе.

Зимой я вожу с собой лыжи и катаюсь в районе Лебяжьего, а также люблю лес за мостом «Миллениум», он выглядит заброшенным, мне это нравится. Летом там хорошо играть в футбол. Самое крутое — спуститься туда от онкобольницы, зимой там очень живописно.

Текст: Радиф Кашапов
Фото: Юлия Калинина

Комментарии (0)

Купить журнал: