Его работы вы встречали в книгах, он придумал логотип «Вечерней Казани» и ТЮЗу, а этой весной график, живописец, дизайнер, иллюстратор, доцент филиала Суриковского института отметился в галерее «Хазинэ» юбилейной экспозицией, параллельно выставив свои работы в Москве и Сергиевом Посаде.
Григорий Эйдинов - номинант премии «ТОП 50». Голосование проходит на нашем сайте ежедневно до 10 декабря!
За один месяц вы открыли сразу три выставки. По какому принципу отбирали для них работы?
Из трех только одна персональная, в «Хазине». Конечно, к семидесятилетию хотелось показать как можно больше и разного, но вошла едва ли треть. А выставки в Москве и Сергиевом Посаде организованы к восьмидесятилетию отделения Союза художников России в Татарстане, с участием не менее пятидесяти человек. Естественно, работы отбирали по высокой профессиональной планке – ведь мы представляли искусство Татарстана, и опозориться никак не могли, тем более в залах Союза художников России, а не где-то там на задворках. Приятно, что почти половина художников от республики – молодежь, были и мои студенты, вернее, выпускники.
Много у вас сейчас студентов?
Положение с институтом у нас аховое, нового набора нет уже три года. Никто не говорит, что институт закрывается, но фактически все идет к тому. Я написал письмо президенту Минниханову, напомнил его слова на коллегии минкульта в позапрошлом году о том, что Суриковский институт надо сохранить. Ведь Казань могла бы стать центром художественного образования не только нашей республики, но и Поволжья и Урала, откуда у нас в основном абитуриенты. Раньше им приходилось ехать в Москву и Петербург, многие потом там и оставались. А теперь, помимо того, что мы даем выпускникам московский диплом, оживилась и художественная жизнь Казани. Было время, когда Союз художников катастрофически старел, и только с открытием института появилось молодежное объединение.
Одна из самых известных работ Эйдинова - фирменный стиль газеты «Вечерняя Казань» |
Известно, что вы поступали в столичные вузы девять раз, а в итоге получили диплом Чувашского педуниверситета. В чем причина?
Да, это парадоксальная история. Я с отличием закончил Казанское художественное училище, и две мои работы даже вошли в золотой фонд художественного образования России. Экзамены сдавал отлично и – не проходил по конкурсу. И наконец-то один человек из приемной комиссии в лоб заявил: для известной страны мы кадры не готовим. Напомню, это было в брежневские времена в период «борьбы с сионизмом».
А сейчас конкурсы меньше?
Меньше, что хорошо. Художник - не профессия, а образ жизни, потребность в творчестве на физиологическом уровне: ты ешь, пьешь, спишь и еще -рисуешь, без этого просто не можешь.
Какое главное качество для художника?
Важен не только талант, но и чугунная, извините, задница. То есть упорство и целеустремленность. У меня есть студентка, которой сейчас за шестьдесят. Она единственная из группы постоянно показывает эскизы, переделывает работы, советуется и позитивно воспринимает замечания. Не знаю, какие у нее изначальные способности, но результат великолепный. На последнем просмотре ей поставили пятерки с плюсом, чего никогда не бывает.
Внутри одной профессии под названием «художник» вы занимались разными видами деятельности: афиши, книжная иллюстрация, полиграфия, живопись, графика. Какая сфера более близка?
Наверное, я не вписываюсь в стандартное понятие художника узкой направленности. У меня всегда ориентиром были гении эпохи возрождения или «мирискуссники» - то есть универсалы, без разделения на виды и жанры. Считаю, художник должен быть разносторонним. Хотелось бы еще попробовать монументальную живопись, прикладное искусство, моделирование одежды.
Он же придумал один из логотипов казанского ТЮЗа. |
Одежды какой – костюмов для театра?
Нет, повседневной, для людей. Кстати, у меня такой опыт был. В девяностые, эпоху кооперативов, ко мне вдруг стали обращаться по поводу дизайна спортивных костюмов, курток, джемперов. Более того – однажды я был замешан в проектировании шубы для жены Брежнева. Сейчас уже не поручусь, из чего она была – то ли норка, то ли соболь, но за основу взяли мой эскиз, шили у нас на «Мелите». Вообще, много что приходилось делать. Например, в начале перестройки массово фирменные знаки и логотипы для гостиниц – на них мне приходили заказы через фирму-посредника, и почему-то в основном из Англии и Австрии.
Интересно было?
Как художнику да, а получал копейки - у нас же прикладная графика никогда не ценилась. Одно дело – большая картина, и другое - какая-то фигулька, думает заказчик. Как-то делал для Первого канала весь фирменный стиль акции в помощь детям Татарстана: футболки, флажки, ручки, блокноты и так далее. Заказчиком был наш минкульт. Когда речь зашла об оплате, они очень удивились, что должны мне больше трех тысяч рублей, которые они планировали выплатить. Все время надо было как-то выживать, работать и за маленькие деньги. Счастье, что мне все было интересно. В торговой рекламе работал пять лет. Много занимался книжной иллюстрацией – несколько сотен книг оформил. Делал интерьеры магазинов, ресторанов, причем полный фирменный стиль: от эскизов портьер и униформы до меню и визиток.
А еще он, к примеру, разрабатывал дизайн медали «За заслуги перед Республикой Татарстан».
|
Что вы еще не попробовали, но хотелось бы?
Если в творческом плане, ни от чего не зарекаюсь. Никогда не думал, что буду журнал «Казань» делать на компьютере: все это хозяйство освою, да еще в моем возрасте. Но современные технологии, полиграфия не предусматривают иных вариантов. А еще хочется увидеть Курилы и Алтай, прыгнуть с парашютом, но дома даже слышать не хотят – боятся за меня.
Ваша семья с творчеством связана?
Практически нет. Жена Галина учитель математики в школе. А вот сын Лев после биофака университета работает дизайнером, как-то занял второе место на конкурсе художников по стеклу. Способный. Второй сын Борис далек от творчества, он госслужащий. А дочь Полина закончила музыкальную и художественную школы, но тоже пошла по другой стезе. Хотя после художественной школы рисовала: например, сделала антинаркотические плакаты, некоторые до сих пор в транспорте встречаются – их допечатывают и наклеивают. Но о том, что дети станут художниками или музыкантами, речь не шла: для занятия искусством должна быть одержимость, доля фанатизма, которых у них нет. Вообще, для женщины заниматься творчеством - врагу не пожелаешь.
Какая гендерная разница?
Разница в образе жизни. В позапрошлом году у нас на выпуске скульпторов председателем экзаменационной комиссии был Александр Цигаль. В речи после защиты он сказал: поздравляю, теперь вы свободны как художники. А еще будьте готовы к тому, что вы свободны от всего: от зарплаты, семьи, счастливого брака, детей. Фактически так и есть – из всех, с кем я учился, почти не было случая, когда женщина состоялась бы как художник и как жена, мать. Мужику проще – он с утра ушел в мастерскую, вечером вернулся к дивану и тапочкам, деньги вовремя в дом принес, а у женщины другие нагрузки.
Вы упомянули о вашем профессиональном прикосновении к моде. А в жизни вы модный человек?
Считаю, что нет. Но часто смотрю по телевизору модные показы: дизайн одежды - одна из разновидностей творчества, и мне жутко интересно, когда вижу какие-то необычные костюмы. Или, наоборот, в обычном дизайнер находит нечто такое, от чего не оторваться – новый поворот темы, сочетание цветов, деталей. Честно говоря, меня убивает, когда мои ровесники ходят в каких-то старческих одеждах. Елки-палки, ну хоть этим ты не подчеркивай, что уже старый хрыч. Молодиться до смешного не надо, но современно одеваться – это уважение и к себе, и к людям.
Григорий Эйдинов – заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств РТ, лауреат премии имени Баки Урманче, обладатель знака отличия «За безупречную службу Казани». В 1990 году он единственный из провинции участвовал в разработке нового герба Российской Федерации. |
Текст: Татьяна Лескова
Фото: Юлия Калинина
Комментарии (0)