Самое удобоваримое искусство на свете объединяет изобразительное искусство и гастрономию: мы изучили лучшие пейзажи из капустных листьев и лесных ягод, попугаев из манго и портреты Коко Шанель из бальзамика.
Жанр фуд-арта, художественных композиций из съедобных элементов, родился в Японии. В VII-XI веках, в эпоху Хэйан вместе с развитием местной аристократии происходило становление национальной эстетики. Ее главные ценности — элегантность, утонченность и недосказанность. В узорах тканей, составе букета цветов и, конечно, меню зашифровывали аллюзии и смыслы. У всего, что выкладывалось на тарелку, была своя символика, которую нужно разгадать. Меню могло выглядеть примерно тот так: «Кусочек рыбного фарша в виде кленового листочка, тонко окрашенный алым и оранжевым, — чтобы отпраздновать приход осени. Маленький домик, вылепленный из наструганного льда, с маленькой же рыбкой внутри из растертого каштана и с каштаном, сделанным из рыбьего фарша. И все это лишь для того, чтобы напомнить уважаемому гостю, что он родился на далеком северном острове…» (Из предисловия к работе Цудзи Сидзуо «Японская кухня», 1978). Современный фуд-арт чаще всего никак не завязан на идеологическую составляющую: во главу угла ставится художественные образы, остроумие и находчивость — благо в технических средствах теперь у творцов не только нож, но и фотошоп с инстаграмом.
Малазийская художница и архитектор Хонг И использует в качестве холста белую тарелку. Это единственный несъедобный элемент композиции — пейзажи и бытовые сценки сложены из овощей, фруктов, круп и соусов.
Фотограф Дан Крету воспроизводит из еды предметы, привычные в быту: из огурцов складывается фотокамера, из апельсина — мотоцикл, из семечек — футбольный мяч.
Манипулируя яблоками, арбузами и перцем турецкий художник Сакир Гегсебаг выкладывает формы идеальной геометрии — линии и круги, которых в живой природе почти не бывает.
Главный редактор журнала «Собака.ru» Яна Милорадовская завела #murlokotam около двух лет назад — под таким хэштегом в ее личном инстаграме (@miloradovskaya) начали появляться графические работы со съедобными элементами. Лирический герой — минималистичный котик — катался на лыжах в малиновых рощах, наряжал новогоднюю елку игрушками из красной смородины, запускал воздушные шары из черники и даже взбирался на ежевичную кремлевскую башню.
Английский рекламный фотограф Карл Уорнер в рамках фуд-арта придумал целый собственный жанр фотоискусства под названием «фудскейп». Все его моря из капустных листьев, сырные горы, деревья из петрушки и дома из пасты потрясающе натуралистичные и обаятельные.
В анималистичной коллекции Лорен Пурнель — попугаи, цыплята, колибри, черепахи и другая фауна из манго, черной икры, лимонов, огурцов и салатных листьев.
В свой аккаунт во Flickr Раян Карлисле выкладывает портреты — от Моны Лизы до самого себя, сделанные из песто, мармелада, джема, кетчупа и горчицы.
Nicky&Max — это блог, который ведет британский фотограф Ники Волш и немецкий шеф-повар Макс Фабер. Одна из их самых выдающихся работ — серия фотографий Bauhaus, где графические сюжеты этой художественной школы начала XX века воспроизведены из продуктов.
Журнал «Собака.ru» не остался в стороне от фуд-арта: в 2013 году петербургские художники, объединившись с шеф-поварами, сделали для нас серию работ. Стас Багс спродюсировал ремейк картины Эдварда Мунка «Крик» из говядины и перцев, Александр Дашевский слепил «Доисторическую рыбу» из помидор и баклажанов, а Николай Копейкин из щуки, овса и апельсина выложил «Солнечную систему».
Фуд-стилист из Аргентины Анна Кевиль Джойс сделала из своей профессии искусство: ее арт из зерен, овощей, фруктов и других съедобных элементов — эффектные, красочные композиции.
Креативный директор маркетингового агентства из Миннеаполиса живет по правилу Make Something Cool Every Day: каждый день он придумывает лаконичный и смешной арт — атомный взрыв из цветной капусты, Стоунхендж из риса или разбившийся банан.
Сюжеты фуд-арта московского стилиста Ксении Березовской предсказуемо связаны с модой: по хэштегу #drawinginmyplates можно найти целую портретную галерею с лицами Коко Шанель, Карла Лагерфельда, Альбера Эльбаза и Джона Гальяно на тарелках.
Смешное занятие — выцарапывание картинок на поджаренных тостах — британец Ленни Пейн превратил в дело всей жизни: тостовую картину он сначала расчерчивает на сетку, потом обжигает пласт тостов и выскабливает верхний слой хрустящей корочки до нужных цветов и оттенков.
В инстаграм-аккаунте Funwithfruit — очень милая и смешная подборка всего, что в принципе может случится с бананом: этот фрукт там бывает в роли Венеры Ботичелли, чеширского кота и Бьорк.
Дуэт Барбары Цюрлей и Линдси Лохман в фотопроекте Processed Views рефлексируют на тему потребления: фантастичные горы снега из маршмеллоу, пустыни из чипсов и камни из бекона призваны напомнить, как далеко мы ушли от природы, погнавшись за бесконечными покупками.
Комментарии (0)