18+
  • Что где есть
  • Герои
Герои

Ален Энумба: «Бабушкин борщ лучше всех других на свете»


к оглавлению

Байер крупнейшего российского интернет-бутика практически живет на авиатрассе Милан — Париж и сходит с маршрута только для того, чтобы в Донецке слепить с бабушкой вареник с творогом.

Украинские корни у моей мамы, а сам я появился на свет в Ленинграде, где во время учебы в 1979 году познакомились мои родителистуденты. После окончания ими вуза наша семья несколько лет жила в Камеруне, на папиной родине, а затем переехала из Африки на Украину, к маминым родственникам. В возрасте шести лет я пошел учиться в Донецке, говоря по-французски лучше, чем порусски. Научился языку, конечно, быстро, окончил там школу, затем институт. Поработав в Киеве с дизайнером Виктором Анисимовым, в 2003 году уехал в Петербург, где до этого часто бывал на неделях моды. На Украину стараюсь приезжать часто — к маме, бабушке и дедушке. Не могу сказать, что на столе у нас только украинские блюда, но все, что там готовят, очень вкусно. Бабушкин борщ лучше всех других на свете. Он очень густой, овощей в крупной нарезке раза в три больше, чем обычно, это даже не суп, а полноценное первое-второе со свининой: у нас дома любят, чтобы было посытней. Старинные названия специалитетов украинской кухни — капустняк, крученики, картопляники — известны мне больше из литературы. Может быть, что-то из этого я даже ел, но под другими именами.

Украинская гастрономия отличается от русской: пельмени по размеру больше, пирожки круглее, если картошка, то обязательно жаренная с луком и салом одновременно. Если вареники, то тоже непременно с луком. За них в семье отвечает бабушка — я ей очень благодарен, что в детстве она не приобщала меня к их приготовлению, поскольку я тогда не любил мелкую работу. А для бабушки это целый ритуал: она заранее замешивает тесто, затем оно настаивается, потом делается начинка — картофель или творог. Если это ленивые вареники, то лепить особо не нужно: тесто смешивают с творогом и нарезают ножом. Сметану, ряженку бабушка делает сама, покупая молоко на рынке.

У мамы тоже есть фирменные блюда, но у нее в готовке скорее ленинградское настроение: она любит вспоминать студенческие годы. Плюс после поездки в Камерун она гордится тем, что ей удаются и африканские рецепты, где много риса, специй, томатной пасты. В этой кухне мне нравится огромное количество разных соусов, пряных и острых. Я пробовал, например, мясо дикобраза. Полупрозрачные палочки из тыквенного теста, которые запекают в пальмовых листьях, мама готовит до сих пор, но очень-очень редко: их сложно и долго делать. Мое собственное «съедобное» воспоминание о Камеруне — пышки, которые жарят в котлах на улицах.

Больше всего я люблю бабушкин мясной пирог. Мясо для него прокручивается через мясорубку с чесноком и луком, выкладывается на раскатанную лепешку из теста, накрывается другой такой же и ставится в духовку. Еще у нас всегда накормят кровянкой, домашней колбасой из взбитой свиной крови со специями и чесноком. Когда я был маленьким, не сразу осмелился ее есть: она действительно делается из крови, потом в нее примешивается гречневая крупа. На сладкое бабушка печет пирог с курагой и безе — не думаю, что это украинский рецепт, скорее ее собственные эксперименты. Бабулю мы называем мичуринцем, поскольку даже на небольшой грядке она вырастит целый огород. Я летом обязательно приезжаю на дачу оценить ее труды, вскопать деляночку, — ей очень дорого внимание к ее садоводству. Потом из кабачков и баклажанов она готовит икру, а из огурцов, помидоров и перцев — разносолы, которые уместны и в будни, и в праздники. В Новый год мы собираемся семейным кругом, а на Пасху, например, зовем гостей — на столе должны быть колбаса, пирожки с капустой и яйцом. У нас в семье особо не пьют, разве что дедушка иногда угостит своей наливкой из абрикосов или слив, настойкой на перегородках грецких орехов или на клюкве. У него своя технология изготовления: сначала сливы или абрикосы без косточек в банке с сахаром, накрытой марлей, дня четыре стоят в теплом месте, где начинают бродить. Потом это все заливают водой и плотно закупоривают, через месяц наливку фильтруют. Знаменитую горилку я попробовал на украинской свадьбе и не могу сказать, что был особо впечатлен. Водку вообще впервые выпил лет в шестнадцать, наутро проснулся с дикой головной болью и даже слышать не хотел о ней еще несколько лет.

Украинская кухня очень домашняя, ласковая, так что и готовить, и есть ее нужно дома. За десять лет жизни в России я ни разу не питался в украинском национальном ресторане. В Петербурге не чувствую себя иностранцем, острой ностальгии по зразам не испытываю, но всегда прошу маму, когда она едет ко мне в гости, захватить брусочек шпика.


Текст: Анна Сметанина
Фото: Елена Насибуллина
Благодарим за помощь в организации съемки сеть магазинов «Азбука вкуса»

Комментарии (0)

Купить журнал: