• Журнал
  • Главное
Главное

Поделиться:

Даешь стартап! КЛАСТЕРИНГ

КЛАСТЕРИНГ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Модель, берущая начало от «Фабрики» Уорхола, стала универсальной и для творческой студии, и для бизнес-центра нового типа с дислокацией на заводе, в заброшенном особняке или на целом острове. В России по аналогичной схеме действовали центры народных промыслов в Палехе и Хохломе, которые сегодня вполне могли бы называться креативными пространствами.

ЧИТАТЬ

Чарльз Саатчи «Меня зовут Чарльз Саатчи, и я артоголик». Андрей Платонов «Чевенгур».

Марк Калинин

ДИЗАЙНЕР СТАЛ ХОЗЯИНОМ «ТАЙГИ», ПРИСПОСОБИВ ОСОБНЯК XVIII ВЕКА НА ДВОРЦОВОЙ НАБЕРЕЖНОЙ ПОД ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПЛАТФОРМУ ДЛЯ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ АРХИТЕКТОРОВ, ФОТОГРАФОВ, МУЗЫКАНТОВ И МОДЕЛЬЕРОВ. ТЕПЕРЬ И МОЛОДЫЕ КОМПАНИИ, И ОКРЕПШИЕ БИЗНЕСЫ— ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ.

Наш слоган звучит так: «Мы работаем в “Тайге”». Это экологичное и нейтральное название без какого-то тайного смысла. Тайга — это такая всеобъемлющая среда, в которой спокойно сосуществует много всякой живности. Мы искали название, которое легко понималось бы англоговорящими людьми, а это русское слово на всех языках звучит одинаково.

Когда долго работаешь на фрилансе, то в какой-то момент все же ощущаешь потребность ходить на работу, но не в офис в его обычном понимании, а в место, где тебя окружают приятные люди и никто никому не мешает. Я поставил цель найти большое здание, где каждый сможет заниматься своим делом и где всем будет комфортно сосуществовать. Сейчас у нас работают двадцать компаний, кроме того, мы оборудуем место для коворкинга, куда каждый может прийти и, внеся небольшую плату за Интернет, посидеть и поработать. А вообще, в этом здании еще многое нужно сделать, досталось оно нам в ужасном состоянии. Дом был построен в тридцатых годах XVIII века и принадлежал Петру Мошкову, гофинтенданту Петра I. Лет двадцать назад тут был балет на льду, а после здание стояло в разрухе и запустении. Мы приводим его в порядок своими силами и взамен имеем достаточно адекватную для такого места арендную ставку.

 

Они сделали это

Анатолий Черняков

веб-студия Whitescape

Наша команда специализируется на серьезных интернет-проектах и при- ложениях для мобильных платформ. Сейчас мы работаем с американским венчурным фондом над крупным сервисом, облегчающим работу с видеоконтентом в Интернете, среди наших клиентов — WWF, лофт-проект «Этажи». Нам очень подходит пространство «Тайги», поскольку здесь есть место и для переговоров, и для комфортной работы, да и вид у нас в офисе отличный.

 

Дмитрий Кузьмичев и Глеб Сергеев

дизайн-студия Qus-qus

Мы разрабатываем торговые марки и делаем печатную продукцию. Работали в агентствах, потом ощутили потребность самостоятельной деятельности, долго искали комфортное место, ведь в бизнес-центре окружить себя близкими по духу людьми не получится. В «Тайге», конечно, иногда бывают шумные вечеринки, это отвлекает от работы, но мы все равно довольны.

 

Вероника Топычканова, Елена Кручинина

магазин 8-store

В 8-store представлены авторы из России и ближнего зарубежья: Birchess, Cat's Production, Masha Jankovskaya, Sasha Chi, Citizen A. Мы не только продаем одежду, но и проводим съемки, перформансы, дефиле. Происходит живой творческий процесс, и мы принимаем в нем участие. Посетителей у нас, конечно, пока не так много, как в H&M, но люди начинают узнавать о нас, и мы развиваемся вместе с «Тайгой».

 

Илья Фидель

магазин «Запятая»

Мы с совладелицей Ренатой Шульгой охотимся за интересными вещами на барахолках по всему миру. В «Запятой» невозможно найти что-то дороже тысячи рублей, но выбрать есть из чего. У нас можно встретить аутентичные советские пережитки, яркие клетчатые пиджаки, самодельные «вареные» футболки и даже старые американские тимберленды сорок четвертого размера, я поспорил, что продам их до конца ноября.

 

Алексей Ваулин, Поллина Саввина

журнал Quotes

В каждую эпоху был журнал, который формировал свою субкультуру. В России 1990-х это был «Птюч», в Штатах — Ray Gun. Сейчас очень не хватает инсайдерской журналистики. Дизайн, стиль, культура, мода — мы хотим говорить обо всем, но с особым акцентом, пытаясь сохранить объективность. Да вы сами все поймете, когда возьмете в руки первый номер Quotes.

 

Кирилл Гудович

радио RTS FM

RTS FM — это радио, которое хоть раз включал каждый любитель электронной музыки. Вы- росшая из небольшого проекта «Радиоточка», сейчас станция имеет свои студии по всему миру, от Харькова до Цюриха. Трансляции из Петербурга идут в эфире несколько раз в неделю. Когда я вместе со студией съезжал с Пушкинской, 10, то нашел и оборудовал помещение совершенно в другом месте, но в последний момент Марк предложил посмотреть «Тайгу». Я приехал и уже не уезжал. А в том помещении пришлось все делать как было..

 

Павел Скляров, Александр Привальнев и Георгий Усов

мастерская Fixlab

Мастерская Fixlab открыта для людей, которые катаются на фиксах — велосипедах с фиксированной передачей. Здесь мы можем не только собрать на заказ велосипед любой сложности, но и помочь что-то починить, подкачать, сма- зать. Это своего рода клуб, где можно обсудить велоновости, встретить единомышленников. Многие из посетителей — профессиональные спортсмены, поэтому при желании можно получить рекомендацию и по тренировкам.

 

Илья Карманов

магазин Guitarbank

В России не было шоу-рума винтажных гитар, и я решил его открыть. Сейчас у нас в наличии больше ста инструментов, и ассортимент будет расширяться. В основном это электрогитары из Японии и США, но при необходимости можем найти и редкие акустические.

Алина Сапрыкина

ЦЕНТР ДИЗАЙНА ARTPLAY, СУЩЕСТВУЮЩИЙ УЖЕ ТРИ ГОДА, ЕГО АРТ-ДИРЕКТОР СДЕЛАЛА СУПЕРМОДНЫМ МЕСТОМ: IV МОСКОВСКАЯ БИЕННАЛЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ПРОХОДИЛА ЗДЕСЬ.

Artplay — один из первых творческих кластеров в Москве, многие еще помнят наш прежний старинный фабричный цех в районе парка культуры, преобразованный в лофты с галереями, магазинами, кафе, мастерскими. 
Концепция Artplay — это в первую очередь живой торговый дизайнерский квартал, а уже в нем — выставки, лекции, концерты, перформансы, показы. Наше пространство просто обязано быть коммерчески состоятельным, это цена нашей свободы, ведь Artplay не находится на содержании у какого-либо мецената или государства.

С тех пор как в 2008-м мы переехали на «Курскую», у нас уже не цех, а свой городок, постройки на общей площади 75 тысяч квадратных метров. Artplay можно сравнить с городскими кварталами: Сохо в Нью-Йорке, Доками в Лондоне или Кройцбергом в Берлине. Но если там это целые районы, сложившиеся сами по себе, то мы пытаемся на своей территории создать их подобие в миниатюре.

На таком проекте, как наш, должна работать команда единомышленников. Из деталей складывается целое: когда каждому предоставлена своя зона ответственности и мера самостоятельности, в итоге все очень связаны друг с другом. Мне близка горизонтальная система отношений, именно по такому принципу была создана в свое время первая команда «Гаража», к которой я имела отношение, так же выстроена и структура Artplay. Люди в проекте — это самое ценное. И вообще люди самое ценное, а мы часто этого не помним.

Наша задача — создавать демократичную, непринужденную, креативную атмосферу для всех, кто у нас работает. Что касается событий, которые мы организуем, то они ориентированы прежде всего на молодую активную аудиторию, а также на людей, занимающихся творчеством в диапазоне от дизайна до музыки и кино. Преимущества существования под одной крышей в единой профессиональной среде, а также в общем совершенно особом культурном пространстве — налицо. Это синергетический эффект: получается пересечение аудиторий и взаимных интересов, тесное сотрудничество друг с другом.

Начиная с нынешнего года у нас особенно динамично развивается такое направление, как организация масштабных культурно-выставочных проектов. Это фестивали видеоарта, концерты альтернативной музыки, экспозиции современного искусства, спектакли, кинопоказы, лекции, мастер-классы.

В сентябре Artplay открыл два новых выставочных зала площадью 6 тысяч квадратных метров, которые стали основной площадкой IV Московской биеннале современного искусства.

Работа над биеннале стала прекрасным и бесценным опытом для всей нашей команды. После прочтения книги куратора основного проекта Петера Вайбеля мне лично была очень интересна тема биеннале — «Переписывая миры», и вопросы, которые затрагивают в своих работах художники.

У меня есть только одна мечта: когда-нибудь стать директором настоящего музея. Или, может быть, даже дома-музея. Но пока я занимаюсь выставками, кураторами, художниками, открытиями и тем, как это выглядит.

 

ПРАВИЛА СТАРТАПА

Условия успешного стартапа уже стали классической формулой: идея + люди + деньги. Еще один важный фактор — своевременность того, что вы собрались осуществить. Место и время — вот что имеет решающее значение. Временно откажитесь от «Фейсбука». Попробуйте хотя бы месяц ни с кем не обсуждать то, чем хотели бы заняться. Отслеживайте все, что существует по выбранной теме: читайте книги, старайтесь глубже разобраться в своих идеях, ищите смыслы. В результате мир может показаться вам немного иным, чем вы думали. Если вы и после этого уверены в себе и в своей идее – не бойтесь ничего!

Роман Мазуренко

ДИРЕКТОР КУЛЬТУРНЫХ ПРОГРАММ ИНСТИТУТА «СТРЕЛКА» ПРО СТАРТАПЫ ЗНАЕТ ВСЕ, НО ПРЕДПОЧИТАЕТ ЗАНИМАТЬ- СЯ ПРОЕКТАМИ, ОБЪЯСНЯЯ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НИМИ.

Предлагаю сразу разобраться с терминологией. «Стартап» и «проект» — разные вещи. В моем понимании стартап — это очень простая, как говорят разработчики, «тупая», но своевременная идея, не требующая большого инвестиционного бюджета, целью которой является сверхприбыль. Успеху стартапа может послужить наличие следующих элементов: руководителя, обладающего точным видением финального продукта, новой парадигмы, при которой из старых инструментов собираются новые, внятной ценностной ориентации, вакантной ниши на рынке, контактов и связей, широты взглядов, авантюризма, фанатизма, одержимости.

Стартапы в сфере технологий появляются потому, что именно там стоимость входного билета в головокружительный мир бизнеса снижена до минимума. Выстрелит стартап или нет, становится понятно сразу. Промогруппа Idle Conversation, созданная мной несколько лет назад вместе с друзьями, и институт «Стрелка» стартапами не являются, это не коммерческие организации, а проекты. Целью первого было сделать творческую среду Москвы менее разреженной, целью второго — изменить пейзаж за окном к лучшему через создание и передачу знаний.

Насчет команды существует очень простое правило из учебников по бизнесу, которое почему-то мало кто соблюдает. Нужно нанимать людей хоть в чем-то лучших, чем ты сам. Именно так, снизу вверх, можно построить компанию-великан. Сделайте наоборот, и вы построите компанию-карлик. Я никогда не возьму в команду трусов и лентяев, зато с радостью приму людей, переживших поражение. Удачливые люди не в состоянии определить предпосылки своего успеха. Люди, потерпевшие неудачу, прекрасно знают, что стало причиной провала. Их опыт важен для любого стартапа.

Начинать нужно так: сформулировать одно предложение из пяти-семи слов, которое определяет суть стартапа. Если сделать это не удалось, то лучше не тратить свое время и чужие деньги.

СТРЕЛКА + ФЛАКОН

Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» расположился на территории бывшей фабрики «Красный Октябрь» на Болотном острове, в двух шагах от Кремля. Место моментально превратилось в культовое пристанище для московских хипстеров. «Красный Октябрь» стал, по сути, первым клубным районом Москвы: на его просторах разместилось множество модных клубов, баров, галерей, фотостудий и разного профиля мастерских. Своей целью «Стрелка» довольно смело про- возгласила воспитание нового поколения архитекторов, дизайнеров и специалистов по медиа, «от которых будет зависеть облик мира в XXI веке». Впрочем, славу главного хипстерского логова «Стрелке» принесли отнюдь не лекции и конференции на тему «Как должна выглядеть Москва после расширения», а кинопоказы разного рода авторского и не очень кино и концерты. Бар «Стрелка» — еще одно очевидное преимущество. Поучиться, а потом выпить (или в обратном порядке, кому как больше нравится), не выходя из института, куда приятней, чем потеть с похмелья на лекциях.

Дизайн-завод «Флакон» появился тогда, когда москвичи смекнули, что заводы — это не прикольно, а прикольно — инсталляции на заводах.С 2009 года бывший Завод имени Калинина превратился в площадку для модных дизайнеров, архитекторов, рекламщиков и художников. С начала этого года главная цель «Флакона» — объединить всех творческих и нестандартно мыслящих молодых людей в одну коммуну — начала приобретать все более зримые очертания. Пространства завода заполнили рекламные и ивент-агентства, архитектурные и дизайнерские бюро, художественные галереи, дома моды, шоу-румы, магазины одежды. Всех своих арендаторов руководство «Флакона» трогательно величает «жителями», видимо намекая на то, что «мы здесь все как одна семья». Помимо прочего на «Флаконе» периодически проводятся различные мероприятия, от лекций и выставок до ярмарок и кинопоказов. Последняя идея «заводчан» — собрать вокруг себя различные молодежные субкультуры. Для начала они позволили уличным граффитистам разрисовать все стены и поставили внутри рампу для скейтеров.

 

Комментарии (0)

Купить журнал:

Выберите проект: